Ил-76 разбился из-за риска пилотов

К крушению самолета МЧС в Иркутской области привела необходимость снизиться до опасной высоты над очагом пожара в условиях нулевой видимости. Вины техники в происшествии не выявлено

Результаты расшифровки бортового самописца самолета Ил-76 МЧС России, разбившегося 1 июля при тушении лесного пожара в Иркутской области, свидетельствуют о том, что авария произошла в результате его удара о склон сопки. Это позволяет специалистам выдвинуть в качестве главной версии причин катастрофы ошибку командира воздушного судна Леонида Филина. Плохая видимость могла не позволить ему сориентироваться.

Фото: Vadim Savitsky/ Global Look

Информация, полученная экспертами МАК с бортового регистратора самолета, опровергает предположения о технических неполадках на его борту, сообщил "Коммерсанту" источник, близкий к расследованию. Ранее озвучивались версии о том, что попадание Ил-76 в зону лесного пожара могло вызвать резкое повышение температуры поступающего в двигатели воздуха или образование слоя копоти на лопатках турбин, это привело к снижению тяги и в конечном счете к падению самолета. Однако расшифровка переговоров пилотов подтверждает тот факт, что подобных проблем не возникло, и о близкой смерти экипаж не догадывался почти до самого столкновения с сопкой.

Катастрофа, в которой погибли десять членов экипажа Ил-76, произошла на подлете к Качугскому району, который лидирует по площади лесных пожаров. Самолет должен был сбросить 42 т воды, и летчикам предстояло снизиться до минимально безопасной высоты, примерно до 1500 метров. Однако огонь бушевал в низине, и экипажу пришлось снизиться, иначе сброшенная вода просто испарилась бы в воздухе. Пилоты лавировали между сопками в дымовой завесе, ориентируясь только с помощью GPS.

Контроль высоты осуществлялся с помощью барометрического высотомера, который измеряет абсолютную отметку самолета над уровнем моря по давлению, и радиовысотомера, показывающего расстояние до поверхности земли. Кроме того, на борту имелась система раннего предупреждения о близости земли. И все же экипаж Ил-76 под командованием опытного военного летчика Леонида Филина, на счету которого свыше 200 сложнейших операций МЧС, не смог правильно рассчитать высоту.

Вероятней всего, склон невысокой сопки, в которую врезался самолет, пилоты заметили, только приблизившись к нему на несколько сотен метров. Данные параметрического самописца показывают, что командир потянул штурвал на себя, чтобы набрать высоту, за секунды до катастрофы. Однако груженому водой под завязку Ил-76 уже не хватило тяги.

Читайте также

Выбор читателей