Вторая леди у руля Британии выплывет за счет гибкости

Тереза Мэй обладает стальным характером, но ведет себя как типичный центрист, находя компромисс даже в самых безвыходных ситуациях. Именно это умение поможет ей справиться со всеми проблемами

На должности главы британского правительства Терезе Мэй придется не только демонстрировать стальную волю, но и искусно находить баланс интересов по самому широкому кругу вопросов. В целом же ее премьерство будет одним из самых тяжелых за последние десятилетия.

Тереза Мэй. Фото: Global Look Press/ ZUMA Press

О том, что 59-летняя министр внутренних дел будет новым премьер-министром Соединенного Королевства, стало известно 11 июля, после того как ее единственная соперница в борьбе за пост лидера Консервативной партии Андреа Лидсом заявила о снятии своей кандидатуры. Еще месяц назад никто не ожидал, что Мэй может возглавить правительство. Толчком к этому стали результаты голосования по Brexit.

Проигравший референдум премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил об отставке. Его оппонент Борис Джонсон отказался от поста, сославшись на отсутствие лидерских качеств. Кроме него, харизматичных лидеров в лагере евроскептиков не оказалось, а поручать еврооптимисту вести Британию к выходу из ЕС было бы странно. На помощь пришла глава МВД Тереза Мэй, которая занимает по вопросу о Brexit промежуточную позицию. Она согласилась занять пост председателя партии, который автоматически означает должность премьер-министра. Оба партийных лагеря обрадовались тому, что кто-то решился взять на себя такую ответственность.

Главная задача Мэй на премьерском посту - объединить не только враждующие внутрипартийные лагеря, но и консолидировать британское общество, надвое расколотое референдумом. Несмотря на то что она выступала против выхода Великобритании из состава ЕС, будущая обитательница резиденции на Даунинг-стрит обещает выполнить волю народа и провести все необходимые процедуры по прекращению членства в еврообъединении. "Brexit - значит Brexit", - говорит она.

Мэй считает, что статус граждан ЕС, проживающих в Великобритании, не изменится до тех пор, пока не будет заключено новое соглашение по этому вопросу. При этом она не может гарантировать, что этим людям будет разрешено остаться в стране. Новый премьер хочет добиться того, чтобы британским товарам и услугам оставили свободный доступ к европейскому рынку, но при этом чтобы британцам позволили осуществлять больший контроль над иммиграцией.

Ее социально-экономическая программа является нетипичной для Консервативной партии. Мэй решила сделать ставку на социальные программы, она заявляет о необходимости увеличения расходов на образование. За время премьерства политик обещает провести ряд радикальных социальных реформ, обеспечить социальную мобильность и помочь менее обеспеченным слоям населения. В целом же она хочет покончить с элитарным имиджем консерваторов и показать, что это "партия для всех".

Другое ее обещание - реформировать принципы работы советов директоров крупных компаний и гарантировать, что в подобных советах будут представлены сотрудники самой компании. Будущий премьер намеревается сделать все возможное, чтобы "помочь нашему бизнесу вести дела по всему земному шару".

Политик выступает за легализацию однополых браков. В 2012 г. она сказала, что было бы неплохо снизить максимальный срок беременности при аборте с 24 до 20 недель. В том, что касается межнациональных и миграционных вопросов, Мэй занимает весьма жесткую позицию. Находясь во главе правоохранительной системы, она добилась высылки из страны ряда радикальных проповедников. Мэй также выступила против квот на беженцев, предлагаемых Еврокомиссией, и ввела ограничения на ввоз семей мигрантов.

При всем этом новый лидер тори обладает имиджем достаточно гибкого политика. Она умеет занимать непримиримую позицию по принципиальным вопросам, но довольно часто присоединяется к мнению большинства или имеет компромиссную точку зрения. Поэтому ее называют классическим центристом. Так, будучи членом парламента, Мэй последовательно голосовала за вторжение в Ирак и за отправку британских войск в Сирию, Ливию и Афганистан, хотя лично она была против этого.

Сравнений с "железной леди" Терезе Мэй избежать довольно сложно. Ей явно льстит такое уподобление, хотя все аналогии с первой женщиной-премьером она отвергает. "Думаю, второй Маргарет Тэтчер быть не может. Мне не нравятся ролевые модели. Какой бы работой я ни занималась, я всецело ей себя посвящаю и пытаюсь ее выполнять так хорошо, как только могу", - сказала политик в недавнем интервью.

С Тэтчер Мэй роднят некоторые детали биографии. Мэй - дочь англиканского священника, Тэтчер - дочь методистского пастора. Обе с юных лет мечтали стать политиками. Обе окончили Оксфорд - Тэтчер изучала там химию, Мэй - географию. Обе удачно вышли замуж и называли своих мужей главной поддержкой в политической карьере. Кроме того, двух дам роднит характер. О министре внутренних дел говорят как о человеке, обладающем честолюбием, хладнокровием и стальной волей, которые позволили ей подняться из партийных низов до самой вершины.

Еще одной общей чертой в биографии Тэтчер и Мэй может стать многотрудная премьерская карьера, полная неожиданных поворотов и требующая принятия сложных решений. Мэй садится в кресло главы правительства в момент обострения экономического кризиса в стране на фоне Brexit. Фунт стерлингов упал до низшей точки за 30 лет, общество расколото, в отношениях с США и континентальной Европой - сплошная напряженность. Если Терезе Мэй за счет умения балансировать между опасными крайностями удастся справиться с этими проблемами, титул "второй железной леди" ей достанется по праву.

Выбор читателей