Французы разоружают свою армию

Создание "восточных батальонов" в составе сил НАТО в Европе рикошетом наносит удар по военно-промышленному комплексу ключевых стран Евросоюза. О национальных оружейных школах придется забыть

Пока НАТО готовится к войне с Россией, военачальники европейских государств, похоже, поняли, что воевать-то, в случае чего, особенно и нечем. Так, французские военные решили отказаться от своих автоматов FAMAS. Этот странный на первый взгляд шаг связан с прекращением производства такого оружия, поскольку поддерживать соответствующие промышленные мощности при отсутствии больших заказов и экспорта достаточно дорого. Теперь за право вооружить французскую армию будут бороться европейские оружейные гиганты - бельгийский FN Herstal и германский Heckler & Koch.  

Французские солдаты с автоматами FAMAS. Фото: Global Look

FAMAS из-за своей необычной формы является одним из самых узнаваемых символов современной французской армии. Оружие сделано по схеме "булл-пап", при которой спусковой крючок вынесен вперед магазина и ударного механизма. Такое решение позволяет добиться снижения общей длины оружия, не сокращая при этом длины ствола, что сохраняет высокую баллистику пуль. Еще одной характерной особенностью FAMAS является скоба над стволом, которая используется при переноске автомата, а также для крепления различных прицелов. Оружие оснащается и складными сошками для стрельбы из положения лежа. Работа автоматики обеспечивается полусвободным затвором, что отличает эту винтовку от автоматов Калашникова и американских винтовок - потомков М16, работа которых основана на принципе отвода газов. Французская система в своем роде уникальна, но FAMAS - оружие скорее оригинальное, чем эффективное. Дело в том, что принцип полусвободного затвора хоть и имеет преимущества в виде компактности конструкции, возможности недорогой и быстрой переделки под ведение огня с отсечкой очереди (по три-четыре выстрела за одно нажатие на спусковой крючок), а также высокого темпа стрельбы, однако он очень чувствителен к загрязнениям. В случае с французской системой он требователен и к качеству патронов. Так, при использовании латунных гильз, которые применяются в большинстве стран НАТО, французский автомат дает задержки, поэтому для него производились специальные стальные гильзы.

По этим причинам у FAMAS был очень низкий экспортный потенциал. Страны третьего мира больше привыкли к автомату Калашникова и различным образцам оружия на его базе, а соседи по атлантическому блоку эксплуатировали американские винтовки либо вооружались своими (как немцы, англичане, бельгийцы) более простыми и менее капризными. Оружие по схеме "булл-пап" имеет непривычную балансировку при стрельбе для тех, кто привык к газоотводным моделям с классической компоновкой, кроме того, окно для экстракции гильз находится близко к лицу стрелка, что при продолжительном огне может вызвать неприятные ощущения от контакта с пороховыми газами. В результате многих сравнительных испытаний, которые проводились в том числе и в СССР, оказалось, что FAMAS не показывает особенно выдающихся результатов по сравнению со своими "одноклассниками".

Почему же данная конструкция была принята на вооружение? Дело в том, что только огромными усилиями Де Голля Франция после Второй мировой войны оказалась в числе сверхдержав и членов "ядерного клуба". Такой имидж на мировой арене был несовместим с принятием на вооружение иностранного оружия. Поэтому французские военные и промышленники исходили из принципа "хоть и неказистое, зато свое". В какой-то мере FAMAS был политическим проектом. 

Теперь же отказ от собственного производства означает не только удар по имиджу, но и по оборонной промышленности страны и научному потенциалу, ведь после войны во Франции была создана своя, пусть и достаточно своеобразная, оружейная школа. В отказе от FAMAS просматривается и еще один подтекст. Учитывая массовую истерию по поводу "российской угрозы", страны альянса увеличивают дотирование военных расходов и создают новые структуры для "защиты восточных рубежей". Так, недавно принятое решение о несении службы в составе сводных батальонов вызывает ряд неудобств. Поскольку участие в этой программе будет принимать и Франция, то не нужно богатого воображения, чтобы представить трудности, которые связаны с необходимостью обеспечивать снабжение бойцов разными боеприпасами, в случае если на вооружении по-прежнему остаются автоматы FAMAS. Так что переход на немецкое и бельгийское оружие, гораздо лучше адаптированное под стандарты НАТО, может быть обусловлен и необходимостью оптимизировать расходы на снабжение общеевропейских сил.

Из чего же предстоит выбрать? Немецкие штурмовые винтовки (как на западе именуют автоматы) HK416 уже используются французскими контртеррористическими подразделениями и спецназом. В этой тактической нише они достаточно эффективны и надежны. В качестве альтернативы может быть выбрана бельгийская штурмовая винтовка FN SCAR. По внешнему виду это футуристическое оружие, в конструкции которого широко использованы композитные материалы. Части американских рейнджеров и спецназа взяли на вооружение бельгийскую систему и опробовали ее в боевых действиях в Ираке и Афганистане. Оружие вполне устроило американцев по своим эксплуатационным и боевым характеристикам. За счет применения в конструкции планок Пикатини винтовка может комплектоваться широким спектром дополнительного оборудования - от подствольных гранатометов до фонарей и прицелов различных систем. Однако перевод всей французской армии на такое оружие влетит в копеечку.

Еще более сложной ситуация во французских вооруженных силах выглядит в связи с работами по комплексу экипировки FELIN - аналогу отечественного "Ратника". Изначально он проектировался именно под FAMAS. Теперь экипировку придется дорабатывать под новое оружие. Если учесть, что в НАТО пока нет внятной концепции оружия для массовых армий и спецназа, проблем у французов только прибавится. Сэкономив средства на закрытии собственного производства, французам придется вкладывать в новые разработки по адаптации своей армии под иностранные образцы. Так что подогреваемая истерия вокруг "российской угрозы" вряд ли послужит "живительным пинком" для европейского ВПК.

Выбор читателей