Киев и Баку объединила ржавая труба

Украина и Азербайджан стремятся стать стратегическими союзниками. Их объединяют совместные проекты в ТЭК, авиастроении и транспортной сфере. Но главным фактором дружбы стали нерешенные территориальные споры

Каспийская нефть отправится в Европу по давно проложенному, но хорошо забытому маршруту Одесса - Броды. Власти Азербайджана и Украины приняли решение возродить этот проект. Помимо этого, лидеры двух стран договорились создать единый товарный коридор и вместе строить военно-транспортные самолеты Ан-178.

Президент Украины Петр Порошенко на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Фото: www.facebook.com/petroporoshenko

Встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента Украины Петра Порошенко прошла 14 июля в Баку. На ней политики обсудили перспективы развития двусторонних отношений в сферах экономики, энергетики и транспорта, военно-технического, гуманитарного и политического сотрудничества, взаимодействие в рамках международных организаций.

Одной из самых важных тем переговоров стало сотрудничество стран в сфере транспорта и грузоперевозок. Украина хочет использовать Азербайджан для поставки своих товаров в Азию. По предложению азербайджанской стороны для этого Украину нужно вписать в новый Великий шелковый путь. Этому может помочь пересмотр тарифов транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия. Тогда его использование станет более выгодным и привлекательным. В настоящий момент украинские компании в тестовом режиме начали отправлять товары в Среднюю Азию по азербайджанским дорогам.

В ближайших планах Азербайджана - запуск железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, которая, по словам Ильхама Алиева, откроет украинским компаниям новые перспективы в Азии. Азербайджан также участвует в проекте транспортного коридора "Север - Юг" (NS). Глава государства пообещал своему украинскому гостю, что Украина сможет пользоваться и этим путем.

Другой темой для обсуждения стало взаимодействия Киева и Баку в области авиастроения. Порошенко заявил, что Украина и Азербайджан намерены наладить совместное производство ближнемагистральных военно-транспортных самолетов Ан-178. Эти машины грузоподъемностью 18 т сменили на авиарынке устаревшие Ан-12. Первый полет Ан-178 состоялся в мае 2015 г., и уже тогда азербайджанцы проявили к транспортнику повышенный интерес.

Однако самым важным для обеих стран полем совместной деятельности является топливно-энергетическая отрасль. "Мы отдельно обсудили перспективы сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Речь идет о том, чтобы задействовать ресурсный потенциал Азербайджана и транзитный потенциал Украины", - объявил Порошенко по окончании переговоров.

На встрече президентов речь зашла о возможности возрождения нефтепровода Одесса - Броды (Львовская область). Эту магистраль провели в 2001 г. для поставок в Европу топлива из Казахстана и Прикаспийского региона. Ее длина составляет 674 км, а мощность - 9 млн т в год.

В Бродах новую трубу состыковали с нефтепроводом "Дружба". Однако с тех пор нефтепровод практически не использовался, за исключением прокачки небольших объемов в реверсном режиме для поставок российской нефти Броды - Одесса в 2005-2010 гг. и поставок нефти в Белоруссию в 2010-2011 годах. Предполагалось, что Польша выделит средства для достройки нефтепровода, однако власти страны отказались от этой идеи. Главной политической целью строительства нефтепровода Одесса - Броды было стремление нанести ущерб российским интересам.

"Азербайджан поставляет на европейский рынок очень большие объемы своей нефти и становится транзитной страной для государств, расположенных на восточном побережье Каспийского моря. Поэтому возобновление этого проекта создает хорошие возможности", - сообщил Алиев.

Предполагается, что азербайджанскую и среднеазиатскую нефть будут завозить из грузинского порта Супса в Одессу танкерами, откуда по трубе она будет поставляться в Европу. В 2011 г. Киев и Баку подписали соглашение "О мероприятиях, касающихся развития сотрудничества в сфере транспортировки нефти". Документ предусматривал транспортировку до 3 млн т нефти на украинские НПЗ, до 5 млн - в Европу, до 12 млн т - в Белоруссию. В рамках этого договора Украина обязалась предоставить Азербайджану скидку на разгрузку нефти в размере 50%.

На встрече глав государств речь зашла и о конкретных проектах по доступу азербайджанских инвесторов на украинский топливный рынок. Петр Порошенко заверил, что он будет всячески содействовать этому доступу.

В политической части переговоров украинский и азербайджанский лидеры выразили друг другу поддержку по поводу территориальных споров. "Я хочу четко подчеркнуть, что Украина не признает и не будет принимать соответствующие сертификации документы Нагорного Карабаха, о чем мы говорили, и приветствуем аналогичную позицию Азербайджана по Крыму", - отметил президент Украины.

Как ни странно, но именно тема неурегулированных территориальных претензий наиболее тесно сплотила две страны. Украинские эксперты отмечают важность экономических отношений с Азербайджаном, но делают упор на общности позиций двух президентов по Крыму и Карабаху. Время покажет, насколько прочным окажется стратегическое партнерство между странами, построенное на столь зыбкой и изменчивой платформе.

Выбор читателей