Бэкфайры пройдут модернизацию

Один из основных типов самолетов дальней авиации России по итогам операции в Сирии будет оснащен оборудованием, которое сделает его неотвратимым оружием в любых погодных условиях

Министр обороны России Сергей Шойгу на пресс-конференции, посвященной итогам применения вооруженных сил в Сирии, подчеркнул, что удалось предотвратить проникновения тысяч боевиков-радикалов в страны СНГ. В то же время глава военного ведомства заявил, что в ближайшей перспективе вероятность возникновения военных конфликтов сохраняется. В такой ситуации Россия вынуждена держать в готовности средства и силы для ответа, адекватного складывающейся обстановке. Одним из таких средств, позволяющих предотвращать угрозы безопасности, является дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3, который стал героем новостей конца недели.

Ту-22М3 заходит на посадку  Фото: Минобороны России

Ту-22М3, получивший в натовской классификации название Backfire, является составной частью триады стратегической авиации России. Напомним, что помимо этого самолета в ее состав входят Ту-95 и Ту-160. Свой первый полет машина совершила летом 1977 года. Для своего времени она получилась по истине уникальной. Обобщив опыт применения предшественников – самолетов Ту-16 и Ту-22, конструкторы пришли к выводу, что ударный стратегический бомбардировщик должен быть многорежимным, то есть обладать способностью совершать высотные полеты в сверхзвуковом режиме, а также уметь летать в дозвуковом режиме и на малых высотах. Главная задача, которую военные поставили перед конструкторами – добиться крейсерского режима полета на сверхзвуковой скорости. Это удалось благодаря долгой и кропотливой доводке самолета. По сравнению с предшественниками, были улучшены аэродинамика, мощность и экономичность двигателей. Изменения коснулись и рабочих мест членов экипажа, который размещался парами друг за другом. В первой кабине находились два пилота, а за ними штурман-навигатор и штурман-оператор вооружения. В отличие от предшественника – Ту-22, на новой машине была применена новая система катапультирования – кресла четырех летчиков при аварийном катапультировании отстреливались вверх, а не вниз, как раньше, что, безусловно, добавило экипажам уверенности. Крыло изменяемой стреловидности позволяло самолету использовать широкий диапазон режимов полетов. Ту-22М3 мог не только мчаться, обгоняя звук на заоблачных высотах, но и лететь почти впритирку к поверхности земли или моря.

Существует два основных варианта вооружения машины – бомбами и крылатыми ракетами. В первом варианте бомбардировщик способен брать на борт до 20 тонн бомб различного калибра. Кстати сказать, кадры, которые опубликовало Минобороны, как раз демонстрируют удар пары самолетов именно с помощью свободно падающих бомб. В ракетоносном варианте самолет вооружался тремя крылатыми ракетами Х-22, две из которых закреплены на подкрыльевых подвесках и третья в бомболюке.

В последнем варианте машина состояла на вооружении полков морской авиации. Главной целью сверхзвуковых ракетоносцев были авианесущие корабли противника. Однако, за счет своей конструкции, Ту-22М3 мог использоваться и как фронтовой бомбардировщик, наносить удары по технике или объектам противника. Скрытно подходить к цели как раз помогала способность осуществлять устойчивый полет на низких высотах. Прицельное оборудование позволяет сбрасывать бомбы практически в автоматическом режиме. Вычислительный комплекс на борту учитывает не только высоту и скорость полета, но и скорость ветра на разных высотах, а также положение бомбы на подвеске – внутри фюзеляжа или снаружи.

Что касается крылатых ракет, то в конструкции Х-22 есть и слабые стороны. Так, головка самонаведения (ГСН) работала в ограниченном диапазоне частот, и по этой причине была чрезвычайно чувствительна к постановке помех. Сегодня ведутся испытания новой крылатой ракеты для Ту-22М3, которая носит индекс Х-32. После пуска она способна набирать высоту до 40 километров и оттуда обнаруживать цели, причем ГСН могла сама выбирать наиболее приоритетную – авианосец или крупный надводный корабль. После выбора объекта атаки ракета летит к нему со скоростью свыше 5 тысяч километров в час. Перехватить такой объект очень трудно даже для современных систем противовоздушной обороны. Тем более, что наиболее важные узлы Х-32 защищены броней, которая, по некоторым данным, позволяет выдержать попадание 20-мм снарядом из автоматических пушек, использующихся на кораблях США и НАТО.

Поводя итоги действиям армии России в Сирии, министр обороны так же отметил, что боевой опыт позволит выработать предложения по дальнейшему строительству Вооруженных Сил, повышению их боевых возможностей и созданию образцов вооружения нового поколения.

Не исключено, что в этой фразе Сергей Шойгу подразумевал и модернизацию Ту-22М3 (до уровня М3М). Новая машина будет оборудована радиоэлектронным комплексом СВП-24-22, который позволит совершать взлет и посадку, а так же бомбометание в любых погодных условиях. При этом, по оценкам различных экспертов, замена радиоэлектронного оборудования обойдется самое большее в половину стоимости самолета, однако, это вполне приемлемая цена, если учесть, что в итоге бомбардировщик обретет новые возможности и значительно увеличит свою боевую эффективность.

Выбор читателей