Новый учебный самолет встает на крыло

Для начального обучения будущих асов могут закупить машины с необычной компоновкой, которые позволят отрабатывать элементы сверхманевренности и летать на низких скоростях

Министерство обороны России заинтересовалось учебно-тренировочным самолетом СР-10, разработанным в конструкторском бюро "Современные авиационные технологии" (КБ "САТ"). Новая машина может стать основным типом самолета для первоначальной подготовки летчиков реактивной авиации.

Учебный самолет с обратной стреловидностью крыла СР-10. Фото: КБ "Современные авиационные технологии"

Сегодня летчики в основном учатся на чешских Л-39. Но, вероятно, скоро им потребуется замена - "чехи" не вечны, тем более что принятие на вооружение российскими Воздушно-космическими силами (ВКС) новых типов машин требует и приобретения новых навыков пилотами. Одним из вариантов легкого, относительно дешевого в производстве и простого в освоении самолета может стать СР-10, разработанный специалистами КБ "САТ". Эта машина, по мнению авиаэксперта Олега Пантелеева, должна стать промежуточным звеном между концептом Як-152 и серийным Як-130. "Дистанция" между потенциальным поршневым Як-152 и реактивным Як-130 слишком велика. При обучении на современные реактивные машины винтовой самолет не может быть основным, поскольку пилотирование таких машины требует разных навыков. Сегодня Як-130 поставляется как по заказу ВКС, так на экспорт. Эта тяжелая машина, являясь учебно-боевой, все же ориентирована на военное применение. СР-10 может стать промежуточной ступенью между поршневым и реактивным "Яками".

"Изюминка" конструкции СР-10 - крыло обратной стреловидности. То есть с виду кажется, что плоскости машины установлены как бы задом наперед. В начале 2000-х гг. специалистами КБ "Сухого" по аналогичной схеме был создан экспериментальный самолет С-37 "Беркут", разработка и испытания которого позволили создать солидный технический задел для Перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Однако крыло с обратной стреловидностью так и не было использовано в качестве базовой схемы для нового самолета.

В чем же преимущества "перевернутого крыла"? Дело в том, что на больших скоростях возникает так называемый "срыв потока", от которого сильно страдали реактивные самолеты первых поколений, в конструкции которых была применена схема крыла с прямой стреловидностью. Для борьбы с этим явлением конструкторы устанавливали специальные гребни на крыле, которые препятствовали такому эффекту. В ходе поиска путей решения проблемы оказалось, что крыло с обратной стреловидностью лишено этого недостатка - на больших скоростях срыв потока и завихрения возникали в корневой части крыла, что не оказывало влияния на работу элеронов. Кроме этого, крыло с обратной стреловидностью имело лучшие показатели маневренности на малых скоростях и несколько большую подъемную силу.

Аналогичные эксперименты проводили и американцы. По оценкам заокеанских экспертов, установка на истребитель F-16 такого крыла позволила бы на треть сократить взлетно-посадочную дистанцию и несколько улучшить другие важные для самолета показатели. Проектом занималась компания Grumman, которая так и не смогла довести проект до завершения.

В ходе испытаний машин с крыльями обратной стреловидности оказалось, что наряду с преимуществами есть и недостатки - на больших скоростях из-за скручивания возникает угроза их разрушения. Справиться с недостаточной прочностью крыльев удалось за счет применения композитных углепластиковых материалов.

Тем не менее в мировой практике такие самолеты пока единичны, а проект КБ "САТ" и вовсе выглядит уникальным. Однако эта машина уже создана в металле и проходит летные испытания в Кубинке. По данным разработчиков, СР-10 способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой. Аэродинамическая компоновка самолета позволяет делать это за счет использования элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4+. Таким образом, для пилотов, которым предстоит летать на ПАК ФА, СР-10 может стать первой "учебной партой". При необходимости переучиваться с одного типа самолета на другие может быть использован Як-130, который в этом случае гармонично дополнит учебную тройку: Як-152, СР-10, Як-130.

Сообщается, что взлетный вес СР-10 будет составлять около двух с половиной тонн. При этом максимальная скорость машины составит 900 км/ч, а крейсерская, на которой обеспечивается экономичный режим работы двигателей, - 520 км/час.

В учебном СР-10 все сделано как в боевом самолете, вплоть до катапульты, которая позволяет обеспечить экстренную эвакуацию экипажа на всем диапазоне высот и скоростей полета. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить его вес и повысить ресурс. Кроме того, конструкторы обещают, что производство СР-10 и стоимость одного полетного часа будет значительно ниже, чем у Як-130.

Выбор читателей