Пекин дал зеленый свет инициативе Москвы

В преддверии саммита G20 Китай поддержал предложение России о создании Большого евразийского партнерства. Если проект реализуется, РФ может стать центром новых государственных объединений

Китай поддержал предложение руководства России о создании Большого евразийского партнерства, об этом заявил директор департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунъюй. Меры для его реализации прорабатываются сторонами.

Фото: Global Look

"Россия озвучила инициативу по созданию Большого евразийского партнерства, которое могло бы объединить страны ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Китайская сторона считает эту инициативу позитивной и конструктивной идеей и приветствует ее", — сказал Гуй Цунъюй.

Заявление китайской стороны прозвучало в преддверии саммита G20, который пройдет 4–5 сентября в Ханчжоу. По заявлению МИД КНР, президент Владимир Путин, озвучивший ранее идею Большого евразийского партнерства, "будет на саммите главным гостем". В целом сентябрь этого года, как и прошлый, обещает пройти под знаком большой российско-китайской дружбы, охватывающей разные сферы. В этом же месяце в спорном Южно-Китайском море пройдут совместные военно-морские учения РФ и КНР.

В адрес и идеи Большого евразийского партнерства, и российско-китайских учений внутри самой России звучат критические высказывания. Суть их сводится к опасениям, что РФ будет экономически поглощена КНР и к тому же ввяжется в "чужой" конфликт в Южно-Китайском море. С другой стороны, нужно понимать, что главными противниками такого сотрудничества являются США.

От идеи к воплощению

Идею создания единой торговой зоны, охватывающей весь континент, Владимир Путин впервые высказал еще в 2010 году в формулировке "от Лиссабона до Владивостока". Тогда речь в первую очередь касалась сотрудничества с ЕС, так как возможность ухудшения отношений между РФ и Западом и введения антироссийских санкций никто не предусматривал. Сегодня более верной является формула "Лиссабон — Москва — Пекин" с акцентом на восточной части.

В текущем году "на полях" Петербургского международного экономического форума идея обрела более четкие очертания: Владимир Путин сообщил, что РФ и другие страны Евразийского экономического союза выступают за создание Большого евразийского партнерства с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и ряда других государств.

Основой для будущего партнерства станет Евразийский экономический союз. Несмотря на то, что, по мнению ряда экспертов, он еще окончательно не состоялся, это работающий пример интеграции на континенте. Вне сомнения, ЕАЭС будет расширяться — уже заключено соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Кроме того, аналогичное желание высказали еще более 40 государств. По словам президента России, ЕАЭС, в рамках которого к 2025 году будет создан единый рынок энергетики и углеводородов и финансовый рынок, может стать одним из центров формирования более широкого интеграционного контура.

Сегодня МИД и экономические ведомства РФ и КНР в тесном контакте вырабатывают конкретные меры с целью реализации Большого евразийского партнерства. В Китае уверены, что члены АСЕАН и другие евразийские страны поддержат инициативу как отвечающую их интересам, поспособствуют ее продвижению. В этом случае Большое евразийское партнерство бросит вызов Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) — антироссийскому и антикитайскому проекту Вашингтона. Соглашение о создании ТТП было подписано 4 февраля с 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, среди которых и члены АСЕАН. А вот Китай и Россию туда всерьез никто не приглашает.

Многообещающий сентябрь

Яснее контуры будущего партнерства будут очерчены в ходе саммита G20 под председательством Китая в Ханчжоу. Обсуждаемой идее созвучна и тема саммита — "Строительство инновационной, здоровой, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики".

Саммит G20 может стать еще одной вехой в развитии отношений между РФ и Китаем. Председатель КНР Си Цзиньпин и Владимир Путин проведут полноценную двухстороннюю встречу в ходе работы саммита. В китайском МИД обещают, что ее итоги станут "сюрпризом для СМИ". "Китай и Россия как главные державы евразийского континента, как соседи и постоянные члены СБ ООН играют важную роль в деле обеспечения стратегической безопасности и сбалансированного развития всего мира. Поэтому нам надо укреплять и поддерживать более тесное стратегическое взаимодействие", — подчеркнул Гуй Цунъюй.

Как своеобразный дружественный шаг в ответ на поддержку Китая в вопросе экономического расширения можно счесть решение России принять участие в совместных военно-морских учениях в Южно-Китайском море. Не стоит испытывать как больших восторгов по поводу этих учений, так и считать их чем-то негативным для имиджа и безопасности РФ. Это не первый опыт подобного сотрудничества: в 2015 году Пекин и Москва провели совместные учения в акватории Средиземного моря и в районе Тихого океанаИ реакция Запада была не менее резкой. Между тем это обычные учения с привлечением дружественных стран для отработки взаимодействия и не направленные против кого-либо. Учения НАТО у границ РФ куда более агрессивны, и, возможно, поэтому Вашингтон так нервничает по поводу российско-китайских маневров.

К тому же Россия прямо не выражает поддержку Китаю в вопросе спорных территорий в Южно-Китайском море. Хотя с учетом того, что Гаагский суд 12 июня отказал Пекину в исторических правах в пределах "девятипунктирной линии", которой тот обозначает подконтрольную ему акваторию, еще одной важной инициативой РФ и Китая могло бы стать создание альтернативной Евразийской международной судебной инстанции.

Сложно поспорить с тем, что с Китаем следует выстраивать крайне осторожное сотрудничество, но если не делать этого, издержки для России будут куда более серьезными. Построение единого экономического пространства на евразийском континенте, как и другие масштабные интеграционные проекты, невозможны без Китая, как и без России. Кроме того, Москва не бросает все дипломатические и политические силы лишь на китайское направление. Она выстраивает многовекторное сотрудничество с Южной Америкой, Индией, Турцией (восстановление отношений с последней внутри России тоже далеко не все приветствовали), создавая новые союзы, такие как РФ — Иран — Турция, а также работает и с некоторыми другими странами. Наша страна пока не претендует на статус сверхдержавы, но тем не менее может стать центром новых государственных объединений: только так можно потеснить пока единственную супердержаву — США.

Читайте также на "Русской планете". 

Выбор читателей