Морпехи получат беспилотный конвертоплан

На вооружение американского корпуса морской пехоты поступит первый образец беспилотного летательного аппарата. Как это часто случается, предложения конструкторов опережают реальный спрос военных

Американская компания Bell Helicopter объявила о начале разработки ударного беспилотного конвертоплана для нужд Корпуса морской пехоты США. Дело в том, что морские пехотинцы до сих пор не имеют на вооружении собственных ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), способных поддерживать действия морпехов на суше. Используемые ими БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper входят в состав военно-воздушных сил. 

"Боинг V-22 Osprey". Фото: Bell Helicopter Textron Inc

Корпус морской пехоты США стремится быть полностью самодостаточным, как и ВДВ в России. Поэтому неудивительно, что "марины" озаботились необходимостью заиметь свой собственный ударный беспилотник. Существующие модели им не подходят, поскольку не приспособлены для старта с палуб десантных кораблей и посадке на неподготовленные площадки. Среди летательных аппаратов этим условиям лучше всего соответствует вертолет, однако такая конструкция может быть недостаточно грузоподъемна для беспилотника. В числе летательных аппаратов, которые используются сегодня морпехами, одна из самых оригинальных конструкций - конвертоплан Bell V-22 Osprey ("Скопа"). Эта машина занимает промежуточное место между самолетами и вертолетами. От первых она унаследовала способность к быстрому вертикальному полету, а от вторых - возможность вертикально взлетать и садиться на любые ровные площадки благодаря особой конструкции, сочетающей в себе свойства несущего и тянущего (либо толкающего винта).

В случае с американской "Скопой" применено оригинальное решение: конструкторы создали поворотные мотогондолы, которые после вертолетного взлета поворачиваются на 90 градусов и превращают машину в самолет. Схема работает, однако есть недостатки - большие габариты, что вообще свойственно конвертопланам и винтокрылам, а также сложная система управления и стабилизации в воздухе в момент "превращения", что отчасти нивелируется большой степенью автоматизации контроля параметров полета. "Скопа", несмотря на свою чувствительность к состоянию погоды (сильный ветер губителен для нее) и навыкам пилотирования, доказала свою эффективность. Стихия конвертоплана - доставка групп морских пехотинцев в тыл врага или оперативная эвакуация раненых и доставка подкрепления.

Принимая во внимание все достоинства машины, компания Bell Helicopter предложила проект беспилотного ударного конвертоплана V-247, который по своим боевым возможностям будет аналогом MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper.

С одной стороны, идея неплохая, тем более что в США накоплен большой опыт по использованию беспилотных летательных аппаратов и отработаны различные схемы их тактического использования. С другой стороны, не совсем здравой выглядит тенденция превращать в беспилотники все что угодно. Морская пехота США имеет на вооружении достаточно огневых средств для поражения любого противника, в том числе и собственную авиацию, в состав которой совсем недавно вошел и новый F-35. Кроме этого, воздушную поддержку КМП осуществляют вертолеты. Не вполне ясно, для каких именно целей может быть использован беспилотный конвертоплан и почему именно на такой схеме решили остановиться конструкторы. Способность взлетать и садиться на неподготовленные площадки не так уж и важна для беспилотника, поскольку он вообще может запускаться с разборной катапульты. Бомбовая нагрузка беспилотного аппарата не очень велика - всего 4 самонаводящиеся ракеты "Хеллфайр" или бомбы аналогичного веса. Любой ударный вертолет, не говоря уже о самолете, может поднять гораздо больший груз. Таким образом, для эффективной воздушной поддержки мощь легких беспилотных конвертопланов окажется явно недостаточной, особенно если противник многочисленен и использует естественные укрытия.

Борьбой с одиночными целями традиционно занимается артиллерия, применение которой гораздо дешевле и намного быстрее. Конечно, характер военных конфликтов, в которых морским пехотинцам пришлось участвовать в последнее время, демонстрирует, что как раз одиночные бойцы или легкие транспортные средства становятся основными целями. Однако создавать для их уничтожения отдельный вид оружия несколько странно, поскольку ныне существующие действуют не менее эффективно.

Американская концепция сетецентрических войн предполагает, что командиры отдельных подразделений (рота, взвод) могут использовать информацию, получаемую от нескольких источников, от отдельных бойцов до спутников и беспилотных аппаратов. Причем для более эффективного подавления противника все эти данные могут немедленно передаваться артиллерии или авиации. При всей своей привлекательности идеи у нее есть весьма слабая сторона, которая связана с естественным ограничением возможностей человека. На командира наземного подразделения очень возрастет нагрузка, поскольку он должен будет не только руководить боем своего подразделения, но и мониторить весь поступающий объем информации, а также комбинировать средства поддержки, число которых с появлением беспилотного конвертоплана увеличится. Едва ли один человек сможет справиться с управлением таким большим массивом данных, тем более если это будет происходить во время боя.

Выбор читателей