Российская гвардия отмечает день рождения

Очередной праздник должен напомнить о многовековых традициях службы самых элитных частей российской армии. Многое безвозвратно ушло в прошлое, но то, что удалось сохранить, теперь будет приумножено

Основатель гвардии император Петр I во многом брал пример со стран Западной Европы. Очевидно, что и идея создания особых боевых частей пришла оттуда же, вместе с военными инструкторами. Первые два полка - Преображенский и Семеновский - были названы по именам подмосковных сел, где, собственно, и были сформированы. Скоро полки получили приставку "лейб", что означало непосредственную ответственность за жизнь августейшего монарха.

Рота почетного караула Преображенского комендантского полка. Фото: Zuma/ ТАСС

Что же представляла собой гвардия? Практически весь XVIII в. она была немногочисленна. К двум первым полкам в царствование Екатерины I добавили конный полк, ставший затем кавалергардским. При этом функция конников сводилась исключительно к участию в торжественных церемониях и сопровождению царствующих особ. В царствование Анны Иоанновны к двум полкам добавился третий - Измайловский. Функции гвардии принципиально отличались от функций армии. Задача гвардейцев - беречь и защищать императора и его семью, все остальное не имеет значения. При этом особенной боевой подготовкой элитные полки не отличались - служба в них была не почетной обязанностью, а привилегией, удостоиться которой могли только представители высшей аристократии. Соответственно, в боевых действиях полки практически не участвовали, что вызывало определенный ропот в армии и некоторое предвзятое отношение к гвардейским офицерам, имевшим преимущество в чине. К служебным обязанностям гвардейцы относились достаточно халатно, в порядке вещей было послать в караул за себя денщика или младшего по званию.

С приходом Павла I веселая жизнь кончилась - новый император принялся закручивать гайки всерьез. Он заставил офицеров служить, сократил численность полковых оркестров и добавил в состав гвардии новые полки, чтобы представить каждый вид и род войск. Фактически с этого момента на протяжении всего XIX в. и вплоть до Октябрьской революции российская гвардия будет увеличиваться.

С начала наполеоновских войн полки русской гвардии активно участвуют в войнах, даже если на поле боя не присутствует сам монарх. В этот период звание "гвардейский" получают некоторые особенно отличившиеся армейские полки. Тогда же происходит формирование гвардейских традиций, главной из которых становится сохранение чести полка. Так, кандидаты на вступление в Кавалергардский или Конногвардейские полки должны были не только обладать происхождением, но и являть пример добропорядочного поведения. К примеру, если офицер не женат, то кандидатуру будущей супруги он должен в обязательном порядке согласовать с командиром полка. И беда, если это оказывалась разведенная дама, в этом случае предстояло сделать выбор между браком и дальнейшей службой с полку.

Гвардейские офицеры должны были приобретать форму только за свой счет, а это несколько комплектов одежды - парадная форма, придворная, костюм для балов, полевая форма, причем любой гвардейский мундир был украшен золотым шитьем, что ощутимо повышало стоимость работы портного. Лошади гвардейца должны быть строго определенной масти и стати. У офицера-гвардейца непременно должен быть собственный экипаж, поскольку со стороны будет очень неприлично выглядеть, что какой-нибудь конногвардеец или кавалергард едет на пролетке. Строгие правила касались всех сторон жизни - вплоть до того, перчатки какого цвета носить и в какие рестораны ходить. Стоит отметить, что при всех внешних достоинствах усиленной военной подготовкой гвардейские полки по-прежнему не отличались. Такая ситуация сохранилась до Первой мировой войны. Более всего при обучении бойцов уделялось внимание высокому моральному духу, выправке и строевой подготовке, что было полезно для высочайших смотров, но не в окопах. Гвардия с готовностью шла в бой и жертвовала собой в безрезультатных атаках. Необходимо отметить и тот факт, что последний русский император сильно увеличил число гвардейских полков, что не могло не сказаться на ослаблении традиций и общего состояния моральной и боевой подготовки.

В СССР гвардия на некоторое время была забыта. Название "красногвардейцы" применялось обычно собирательно ко всем первым формированиям, вставших на сторону большевиков. Тут был некоторый элемент противопоставления "красная гвардия" и "белая гвардия". О почетном звании "гвардеец" вспомнили во время Великой Отечественной войны. Для бойцов и командиров отличившихся в боях соединений был введен особый нагрудный знак, заслужить который можно было, только если воинская часть проявит особую доблесть на поле боя. К концу войны существовали даже целые гвардейские армии. От остальных частей они отличались чуть лучшим снабжением и подготовкой, а также правом бойцов после излечения в госпиталях возвращаться в свои части. После победы многие гвардейские дивизии и полки были расформированы, за редким исключением. В послевоенные годы к гвардии были причислены войска ВДВ и части стратегического назначения. В результате сложился новый тип российских гвардейцев, главной задачей которых стала не столько защита высшего руководства, сколько поддержание высокого уровня боеспособности.

Прямая преемственность среди гвардейских частей неоднократно прерывалась. Среди многочисленных прославленных частей современной российской армии нет тех, кого можно было бы считать законными наследниками традиций старых гвардейских полков. К примеру, в Великобритании такие традиции сохранены. Полк Королевских шотландских гвардейских драгун существует уже не одну сотню лет, и это не единичный пример в армии Ее величества. Существуют целые династии, которые на протяжении нескольких поколений служили в одних и тех же частях.

Сегодня традиции гвардейских полков восстанавливаются. Так, 154-й отдельный комендантский полк был назван Преображенским как раз в целях возрождения славных воинских исторических традиций, а также учитывая заслуги личного состава полка. Пока это единственный прецедент, когда историческое имя получает действующая часть российской армии. Стоит ли ждать, что, например, какие-то десантные части могут получить названия "егерских", а какие-то танковые, допустим, "кирасирских"? Видимо, нет, поскольку в этом случае почетные наименования грозят быстро обесцениться - традиция все-таки была прервана, да так, что даже по крупицам не собрать того, что было. Так что современная российская гвардия свою историю пишет сегодня наново. 

Выбор читателей