Госсовет приблизит Крым к России

Пассажиропоток в республику растет по всем направлениям благодаря государственным субсидиям. Но возведение транспортной инфраструктуры сталкивается с серьезными трудностями. Решать проблемы будут на самом высоком уровне

Крым со временем станет важным пунктом назначения в составе российских и международных транспортных маршрутов. Строительству и модернизации необходимой инфраструктуры государство уделяет повышенное внимание. Этим вопросам будет посвящено заседание президиума Госсовета под руководством Владимира Путина, которое пройдет 15 сентября в Керчи.

Крымский мост. Фото: сайт Крымского моста

Глава государства отправляется в Крым во второй раз за последний месяц. В этот приезд президент намерен лично проконтролировать, как решается вопрос с транспортной связностью полуострова с "материком". До введения в строй Керченского моста остается еще почти три года, а наращивать пассажиропоток и объемы грузоперевозок необходимо уже сейчас. Экспертам предстоит поразмыслить над тем, как решить эту проблему.

Анонсируя поездку Путина в республику, кремлевская пресс-служба заявила, что на заседании Госсовета "будут обсуждаться меры, направленные на комплексное развитие транспортной инфраструктуры субъектов Южного федерального округа". Дискуссия пойдет по двум направлениям. Во-первых, государственные мужи обсудят формирование участков международных транспортных коридоров для экспортно-импортных перевозок и международного транзита. Во-вторых, речь пойдет о реализации крупных инвестиционных проектов по реконструкции и строительству объектов портовой, автомобильной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры. Список того, что необходимо возвести и отреставрировать, давно утвержден - он закреплен в транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Теперь же Госсовету предстоит разобраться, хватит ли денег на постройку мостов, причалов и дорог.

О том, что следующее заседание президиума Госсовета будет посвящено транспортным вопросам, Путин сообщил в начале сентября, выступая на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. В ходе своего выступления президент подчеркнул, что одним из важных направлений деятельности является развитие транспортной инфраструктуры и формирование новых транспортных коридоров.

Транспортную тему глава государства начал обсуждать еще накануне визита в Крым. Он встретился в Кремле с профильным министром Максимом Соколовым, который отчитался о работе транспортной системы страны в пик летних нагрузок. Особый акцент был сделан на южном направлении. По словам Соколова, все идет по плану: "За истекшие восемь месяцев, в том числе особенно за уходящий летний туристический сезон, мы наблюдаем рост мобильности, рост перевозок по всем видам транспорта".

Программы поддержки региональных авиаперевозок, которые действуют на протяжении последних лет, помогли существенно увеличить пассажиропоток в главных курортных аэропортах России - Сочи и Симферополе. По итогам турсезона каждый из них должен перешагнуть пятимиллионную планку.

На целых 16% увеличилось число граждан, отправившихся в район Азово-Черноморского бассейна по железной дороге. Это порядка 6 миллионов человек. Такой результат также отчасти обусловлен субсидированием перевозок. К примеру, госбюджет берет на себя долю расходов по обеспечению путешествий в Крым по единому билету. По этому направлению зафиксирован 15%-й рост - до 400 тысяч человек.

Морские пассажироперевозки по итогам восьми месяцев выросли на 11% - во многом благодаря повышенной популярности Керченской паромной переправы. Между Крымом и Кубанью в этом году стали плавать на 25% больше пассажиров, ежесуточно с берега на берег переправляется до 60 тысяч человек и более 17 тыс. автомобилей. Как итог - сегодня Керченская переправа является основным видом доступности Крымского полуострова, констатировал Соколов. Он назвал ее уникальным транспортным переходом: "В мировой практике больше не существует переправы с таким объемом перевозок и таким качеством обслуживания".

Вывод, который последовал из этой встречи, очевиден: транспортную доступность южных регионов и в первую очередь Крыма необходимо развивать при помощи государственного субсидирования. "Надеемся, что и в дальнейшем мы в бюджете следующего года также сохраним эти механизмы поддержки, чтобы подхватить эту тенденцию и всячески развивать пассажирские перевозки по нашей стране", - подытожил глава Минтранса.

В отношении инфраструктурных объектов столь простых и очевидных решений не существует. И если Керченский мост строится более-менее по графику, то с крымскими дорогами и аэропортами все несколько сложнее.

В июле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев остался недоволен тем, как местные чиновники осваивают средства на реконструкцию дорог. Чтобы строже контролировать ход строительных работ и исключить хищения, глава правительства посоветовал должностным лицам самостоятельно инспектировать трассу на автомобилях. После двух лет бесконечных финансовых вливаний в дорожную инфраструктуру Крыма до сих пор 80% дорог на полуострове не соответствуют российским нормативам. Очевидно, дорожное строительство (и в первую очередь возведение федеральной трассы "Таврида", на которую Москва потратит 100 млрд руб.) станет одним из самых горячих вопросов на заседании президиума Госсовета.

Другой проблемной точкой является вопрос с воздушными гаванями. Одного Симферопольского аэропорта (даже с учетом недавней реконструкции) для обслуживания нужд полуострова недостаточно. Москва до сих пор не решила, какой вариант предпочтительнее - строительство по сути нового аэропорта в столице республики рядом с уже действующим или создание гражданского аэропорта на базе военного аэродрома "Бельбек" под Севастополем. Члены Госсовета взвесят все за и против каждого проекта. Ожидается, что с докладами на эту тему выступят врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников и представители крымского правительства.

Выбор читателей