"Нормандская четверка" без России

Вполне возможно, встреч в нормандском формате больше не будет - работать с украинским президентом должны те, кто за него поручился, то есть Меркель и Олланд

На днях во Франции вышла книга о Франсуа Олланде, написанная журналистами газеты Le Monde на основе бесед с президентом. В ней содержится довольно подробный рассказ о том, как зарождался нормандский формат. "Я поговорил об этом с Меркель, и она сказала, что прекрасно меня понимает, даже если американцы вряд ли будут довольны", - вспоминает инициатор создания нормандской четверки, которая вот уже третий год пытается урегулировать украинский кризис.

Фото: Михаил Палинчак/ пресс-служба президента Украины/ ТАСС

Потом Олланд пригласил в Нормандию Владимира Путина, потом Петра Порошенко, потом опять позвонил в Кремль, чтобы предупредить о новом госте, - словом, французский президент проявил чудеса изворотливости, чтобы российский и украинский лидеры оказались в одно и то же время в одном и том же месте. И у него получилось.

Так родился нормандский формат, который, надо признать, некоторое время был довольно эффективен. Во всяком случае именно благодаря Путину, Меркель и Олланду 12 февраля 2015 года были подписаны минские соглашения, которые должны были перевести военный конфликт на востоке Украины в мирное русло. Спустя пять дней они были оформлены резолюцией Совета Безопасности ООН 2202 (2015). С тех пор мировое сообщество ждет от Киева выполнения обязательств.

До недавнего времени Олланду было чем гордиться, он определенно считает себя миротворцем. Однако французский президент недооценил, с кем имеет дело: Порошенко вовсе не миротворец и никогда им не был.

Сегодня можно уверенно говорить, что главным препятствием выполнения резолюции СБ ООН 2202 (2015) является политика украинских властей. На всех прошедших саммитах Порошенко на словах был сторонником минских соглашений, однако дальше деклараций дело не шло. Кончилось все тем, что после попытки дестабилизировать обстановку в Крыму, предпринятой Киевом в августе, Путин наотрез отказался участвовать в четырехсторонних встречах, если Меркель и Олланду не удастся добиться от своего подопечного гарантий выполнения взятых на себя обязательств.

Как известно, на недавний демарш французского президента, который фактически стал инициатором отмены запланированного на 19 октября визита Путина во Францию, российский лидер ответил весьма корректно. "Мы не то чтобы отказывались, просто нам сказали, что основная причина, повод моей поездки в Париж - а именно, открытие этого культурно-религиозного центра - он сейчас неуместен. Но если основная причина моей поездки в Париж неуместна, тогда, наверное, мы найдем другую возможность встретиться и поговорить по Сирии. У нас нет никаких ограничений в этом вопросе, мы открыты для диалога", - сказал Путин в интервью телеканалу TF1 в городе Ковров Владимирской области.

То есть Путин дверь не захлопнул. Да и не должен был - политик мирового уровня не станет опускаться до мелких склок.

Но Сирия - не единственная тема, которую европейским лидерам хотелось бы с ним обсудить. В свое время Меркель и Олланд взвалили на себя поистине неподъемную ношу - защищать интересы Украины, воюющей с донбасскими ополченцами.

На прошлой неделе стало известно, что очередной саммит нормандской четверки может состояться 18 октября в Германии по инициативе немецкой стороны. 12 октября Меркель позвонила Путину, явно чтобы согласовать эту дату. Согласовать не получилось, поэтому возник закономерный вопрос: если российский лидер не станет завтракать с Франсуа Олландом 19 октября, то поужинает ли он с Ангелой Меркель 18 октября?

В минувшую пятницу Deutsche Welle со ссылкой на официального представителя правительства ФРГ написала: "Федеральный канцлер Ангела Меркель готова пригласить президента РФ Владимира Путина в Берлин для участия в саммите в нормандском формате по ситуации на востоке Украины, однако лишь при наличии шанса для урегулирования украинского кризиса"

У нас это заявление почему-то было интерпретировано так: "Россию и президента Путина западные партнеры оставили за скобками". Очень странный вывод, учитывая обстоятельства.

Совершенно очевидно, что оставить Россию "за скобками", решая украинский кризис, невозможно. Уже на следующий день после неудачной беседы канцлера ФРГ с президентом России состоялся ее телефонный разговор с Порошенко. "Собеседники договорились о проведении трехсторонней телефонной конференции лидеров Украины, Германии и Франции в ближайшие дни", - доложил официальный сайт украинского президента. Можно только догадываться, насколько резкой была обычно уравновешенная фрау Меркель.

Парижу и Берлину не удается добиться от Киева самого главного: последовательного выполнения резолюции Совета безопасности ООН 2202 (2015). Нужно ли для усиления давления на Киев участие Москвы? Разумеется, нет. Петр Порошенко - подопечный западных политиков, им на него и давить. Президент России терпеливо ждет, когда соответствующие законопроекты будут внесены в Верховную раду, как того требует согласованный всеми сторонами и освященный СБ ООН Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Все давно изложено, согласовано, подписано и даже проголосовано - какой смысл раз за разом толочь воду в ступе?

Вполне возможно, встреч в нормандском формате больше не будет - работать с украинским президентом должны те, кто за него поручился, то есть Меркель и Олланд. В конце концов, Запад должен сам убедиться в полной недоговороспособности украинских властей. И кажется, Париж и Берлин уже это поняли. Или поймут в ближайшее время.

Выбор читателей