Мосул повторит судьбу Алеппо

Стартовые успехи борцов с исламизмом вскружили им голову, но взять цитадель ИГ* будет не так просто. Террористы готовы сражаться до последнего, властям Ирака придется разбираться с беженцами

Войска антитеррористической коалиции 17 октября начали операцию по освобождению одного из крупнейших городов Ирака, Мосула, который с 2014 г. остается главным оплотом "Исламского государства*". Союзникам удалось занять все подступы к городу. Военные не сомневается в успехе операции, тогда как сторонние эксперты предупреждают о возможности повторения сценария Алеппо, при котором боевые действия растянутся на месяцы, а город окажется на грани гуманитарной катастрофы.

 

Фото: ZUMA/ Global Look

Мосул имеет для боевиков стратегическое значение. Во-первых, это ключевой город в северной части страны, в нем пересекаются пути из Ирана, Сирии и Турции. Во-вторых, он является столицей нефтеносной провинции. По этой причине террористы сделали город своей главной базой. Они получают деньги от продажи нефти и используют финансовые запасы мосульских банков. Именно захват Мосула и развернутое за ним наступление ИГ* в Ираке и Сирии превратило локальную группировку в одну из главных угроз мировой безопасности. Иракские войска несколько раз пытались отбить город, но безуспешно. Этим летом генералы приступили к разработке масштабного плана по возвращению города под контроль официальных властей.

О начале военной операции по освобождению Мосула было объявлено в ночь на понедельник в эфире национального телевидения. Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади заявил, что победа над террористами - лишь вопрос времени, поэтому он призвал всех оставшихся в городе мирных граждан активно содействовать правительственным войскам.

В боях за Мосул на стороне коалиции, по разным оценкам, участвует от 40 тысяч до 80 тысяч человек. Среди них - солдаты правительственных войск, бойцы Иракского Курдистана, ополченцы. В наземной операции используются бронированные машины и танки. Поддержку с воздуха иракской армии и курдам обеспечивают самолеты США и их союзников. Противостоят правительственным силам и их сторонникам порядка 15 тысяч боевиков ИГ, половина из которых защищает сам Мосул, а остальные рассредоточены по пригородам.

Наступление ведется преимущественно с южной и восточной стороны города. В первые часы операции противостоящим исламистам силам удалось установить контроль над всеми деревнями поблизости от Мосула. Одни только курды освободили порядка 200 кв. км территории. Это настроило участников битвы на оптимистичную волну. Мол, войскам стоит лишь вплотную подобраться к городским кварталам, и террористы не захотят увязать в уличных боях и предпочтут сохранить бойцов, а потому начнут отступать.

В то же время сторонние наблюдатели предупреждают о "подводных камнях". Прежде всего для исламистов город имеет огромное идеологическое и экономическое значение, а потому они, скорее всего, будут биться за него до конца. Отступление первого дня может свидетельствовать, что они просто заманивают неприятеля на свою территорию.

Кроме того, иракская армия слаба и плохо организованна, без внешней поддержки она не справится. Только если Пентагон решит по-настоящему вмешаться в дело (а это вполне вероятно, поскольку Обаме нужно завершить президентство каким-нибудь громким внешнеполитическим успехом), иракцы смогут одолеть врага. "Борьба может оказаться долгой и жесткой, но иракцы подготовились к ней, и мы будем поддерживать их", - заверил журналистов командующий объединенными силами возглавляемой США международной коалиции против ИГ генерал-лейтенант Стивен Таунсенд.

Еще одним проблемным пунктом может стать желание Турции участвовать в штурме Мосула, который близок туркам культурно и этнически. В этом случае американцам и иракцам придется каким-то образом сглаживать конфликт между турками и курдами. В противном случае вся операция может пойти насмарку.

Наконец, участники наступления фактически берут на себя ответственность за жизни полутора миллионов мирных жителей Мосула. Ситуация со штурмом этого города во многом повторяет обстановку в сирийском Алеппо, который удерживают экстремисты и отряды сирийской вооруженной оппозиции. Гражданское население оказалось в заложниках у боевиков, которые не выпускают людей из города и блокируют доступ гуманитарной помощи. То же самое может случиться и в Ираке.

"Семьи (в Мосуле) подвергаются большой опасности попасть под перекрестный огонь или стать целью снайперов. Десятки тысяч иракских мальчиков и девочек, мужчин и женщин, могут оказаться в осаде или использоваться как живые щиты", - заявил журналистам в день начала штурма замгенсека ООН по гуманитарным вопросам Стивен О’Брайен. По его словам, при худшем варианте до миллиона мосульцев могут стать беженцами, при этом в первые недели операции город гарантированно покинут около 200 тысяч человек. Для них уже подготовлены временные лагеря, медикаменты и продовольственные наборы.

Похожую оценку дали и в Международном комитете Красного Креста. "Мы можем собственными глазами наблюдать развернувшуюся здесь гуманитарную катастрофу", - заявила RT представитель организации Сара аз-Завкари.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей