Китайский авиапром хочет удивить мир

Пекин обещает поразить мир достижениями в области авиастроения и технологий. Беспилотные аппараты, зенитные комплексы и новейшие самолеты КНР теперь проектирует самостоятельно

В понедельник, 31 октября, в китайском Чжухае открылся международный аэрокосмический салон Airshow China, участниками и гостями которого стали представители более 40 стран. Безусловно, в центре внимания публики окажутся прежде всего достижения китайской промышленности. Если еще лет 10-15 назад китайская сторона на подобных мероприятиях могла выступать только в качестве перспективного покупателя, теперь КНР активно превращается в одного из мировых экспортеров оружия. Но не только военную продукцию Поднебесная готова предложить на внешний рынок. Успехи в гражданском и транспортном авиастроении также открывают стране перспективную нишу на внешних рынках.

Китайские летчики продемонстрируют мастерство в небе. Фото: airshow.com.cn

Прежде Китай в основном отрабатывал лицензионное производство, в частности российских образцов вооружений. Сегодня инженеры великой восточной державы переходят на выпуск своей продукции. Так, недавно в Китае презентовали самолет-амфибию AG600 Jiaolong "Водяной дракон". Эта машина весит свыше 53 т и способна брать на борт до 12 т полезной нагрузки, на ней установлены четыре турбовинтовых двигателя собственного производства. Самолет внешне получился очень изящным - в области аэродинамики и двигателестроения китайцы продемонстрировали способность создавать собственные разработки, а не копии. Пока не ясно, какой "начинкой" будет оборудован "Водяной дракон", совершенно точно он может быть многоцелевым - небольшое дооборудование позволит ему быть как гражданским спасателем и пожарным, так и военным противолодочным самолетом. Последнее превращение даже более вероятно, учитывая конфликты, периодически возникающие в международных водах около Китая. При установке на него поисковой аппаратуры AG600 вполне способен обнаруживать подводные лодки в прибрежных районах и вести наблюдение за группами кораблей Южной Кореи и Японии, которые будут подходить слишком близко в территориальным водам Поднебесной.

Большой интерес представляет и тяжелый военно-транспортный самолет Xian Y-20 - аналог отечественного Ил-76. Как сообщалось в СМИ, самолет способен поднимать в воздух до 66 т полезной нагрузки. Пока на машину устанавливаются лицензионные российские двигатели, но скоро должны подоспеть и китайские модели силовых установок

Наконец, настоящим технологическим прорывом стал истребитель пятого поколения Chengdu J-20. Самолет уже существует в виде действующего опытного образца. Он будет соответствовать требованиям, предъявляемым к таким машинам: возможностью выходить на скорости, близкие к гиперзвуковым, пониженной заметностью для локаторов и современным высокоточным оружием.

Китайская продукция представлена во всех современных направлениях развития авиатехники. Гостям и участникам выставки покажут оригинальные модели беспилотных летательных аппаратов, многие из которых сделаны в ударном варианте. А для отработки средств борьбы с БПЛА и тренировки расчетов зенитных комплексов был разработан специальный малоразмерный беспилотник-мишень, который также будет показан на выставке.

На статической экспозиции впервые представлена баллистическая ракета малой дальности М20, которая представляет собой экспортную версию оперативно-тактического ракетного комплекса DF-12.

Несмотря на то что основная тематика салона - авиационная, на выставке будут представлены и оригинальные образцы наземной боевой техники, предназначенной для использования в аэромобильных войсках. Китайские конструкторы на базе колесных машин повышенной проходимости разработали линейку оригинальных моделей. Например, небольшую реактивную систему залпового огня на восьмиосном шасси. Машина имеет очень небольшие габариты и оригинальную, даже несколько эклектичную компоновку - на ней смонтирован телеуправляемый модуль с 30-миллиметровой автоматической пушкой. Вероятно, это вариант какой-то штурмовой машины для ВДВ и аэромобильных частей. На той же базе представлена оригинальная модель самоходного 81-миллиметрового автоматического миномета CS/SS6. Места экипажа расположены открыто, и машина практически не имеет брони, но небольшой вес и высокая проходимость должны компенсировать эти два недостатка. Наконец, в тяжелом классе на эти же восемь колес установили 120-миллиметровую гаубицу. Эти образцы показывают, что за небольшое время в Китае была создана собственная конструкторская школа, имеющая оригинальные и узнаваемые собственные черты. Полная программа выставки пока точно не известна, однако Пекин обещает удивить весь мир некоторыми сенсационными новинками.

Тем не менее по уровню продукции Китаю еще предстоит пройти большой путь до техники ведущих стран, например, российской. Так, одним из "гвоздей" экспозиции Рособоронэкспорта станет продукция концерна "Алмаз-Антей", который представит зенитно-ракетные комплексы дальней и ближней зоны ПВО, такие как С-400 "Триумф", С-300ВМ "Антей-2500", С-300ПМУ2 "Фаворит", семейство "Тор".

По словам Игоря Иванова, директора по венно-техническому сотрудничеству завода "Купол" (входит в "Алмаз-Антей"), китайцы хоть и достигли больших успехов в том числе и в области проектирования зенитных комплексов, пока отстают на шаг от российских коллег. В Поднебесной еще осваивают технологии предыдущего поколения, в то время как отечественные конструкторы уже работают над следующим, поскольку конъюнктура сегодняшнего рынка, да и вызовы международной безопасности вынуждают думать на шаг вперед.

Выбор читателей