Табачники совершат товарный маневр

Министерство финансов планирует ввести новые акцизы в связи с положением на табачном рынке России, где тройка лидеров в ожидании ценовых войн создает запасы продукции

С начала года крупнейшие игроки российского табачного рынка стали снижать объемы поставок своей продукции в России, не сокращая объемов производства. Это заметили эксперты Министерства финансов, после чего ведомство предложило ввести дополнительный акциз на излишки табачной продукции.

Фото: Pixabay

В частности, JTI, выпускающая марки Winston и Camel, сократила отгрузку в третьем квартале этого года на 10,3%, в то время как за первые три месяца этого года такое сокращение составило всего 0,1%. Аналогичным образом поступила и Philip Morris International (PMI), которая в третьем квартале снизила поставки в торговые сети на 12,6%, притом что падение отгрузки в первом квартале составило 6,3%.

С января по сентябрь 2016 г. российские продажи компании сократились на 10,2% - до 59,11 млрд штук. При этом доля рынка уменьшилась до 26,9%.

Сами компании объясняют это спадом на российском рынке. С начала года его объем снизился, по данным PMI, на 5% - до 208,9 млрд сигарет. В третьем квартале падение усилилось и составило 5,7%. Похожие цифры опубликовала компания JTI, которая утверждает, что в третьем квартале падение рынка составило 6,6%.

Еще одним фактором компании назвали активизацию конкурентов в нижнем ценовом сегменте. Из трех компаний, лидирующих на российском рынке, рост показала только British American Tobacco (BAT), выпускающая сигареты Kent и Rothmans.

Однако спад поставок происходит на фоне роста продаж. За январь - сентябрь этого года он составил 4,4%, это 242,6 млрд сигарет. Как сообщил "КоммерсантЪ" со ссылкой на данные "Табакпрома", в первом полугодии российские фабрики PMI суммарно увеличили производство на 45,3%, до 47,87 млрд штук. В JTI сообщили, что за тот же период выпуск продукции на российских фабриках вырос на 8% - с 44,3 млрд до 47,85 млрд штук.

Эксперты считают, что компании, ожидая обострения ценовой конкуренции, создают товарные запасы. В частности, главный редактор медиагруппы "Русский табак" Максим Королев утверждает, что "производителям нужен простор для маневров в ценовых войнах, существование которых налицо". Его выводы подтверждает и Дмитрий Горшков, директор по финансам ГК "Агроком", в которую входит "Донской табак". Он признал, что "Донской табак" тоже создает запасы отдельных брендов - такова навязанная крупными игроками рынка практика.

Она не могла не привлечь внимания Минфина, обеспокоенного сокращающимися доходами бюджета. Ведомство предложило в 1,3 раза увеличить ставку акциза для той доли продукции, которая будет реализовываться в период с 1 октября по 31 декабря сверх среднемесячного объема предыдущего календарного года. Эксперты ведомства объясняют это тем, что данная мера позволит избежать сложившейся многолетней практики, когда налогоплательщики, зная о предстоящем с очередного года повышении ставок акциза, формируют в конце года значительные запасы подакцизной продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.

Хотя сами компании опровергают это. В "БАТ Россия" заявили, что не наращивают запасы. В двух других компаниях объяснили наращивание запасов разными причинами. Так, в PMI сказали, что показатели по запасам продукции могут меняться, в том числе с учетом фактора конкурентной борьбы.

На объем запасов также влияют изменения в объемах экспорта и остановки оборудования для профилактики. В JTI заявили, что складские запасы позволяют избежать отсутствия товара в торговле. 

Выбор читателей