К Каспию присмотрелись повнимательнее

Президент России распорядился начать разработку программы масштабной модернизации российских портов на Каспийском море в рамках расширения транспортного маршрута "Север-Юг"

Президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с заинтересованными организациями разработать стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним, исходя из объема грузопотоков через данные порты.

Махачкалинский морской торговый порт Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Стратегия должна базироваться на данных, подтвержденным заинтересованными грузоотправителями, анализом стоимости перевозки грузов через данные порты по сравнению с перевозкой по существующим транспортным маршрутам. Правительству также поручено утвердить эту стратегию.

Срок, установленный президентом, - 1 марта 2017 года. Ответственным назначен персонально председатель правительства Дмитрий Медведев. Об этом сообщается на официальном сайте президента.

Это – одно из поручений перечня, утвержденного по итогам совещания с членами правительства, которое прошло 12 октября.

Месяцем ранее на Госсовете президент уже высказывался по поводу использования преимуществ России по выходу к Черному и Каспийскому морям. По мнению В. Путина, необходимо активно развивать транспортную инфраструктуру для внутренних и трансграничных перевозок, исходя не только из текущих потребностей, но и видеть перспективу.

"Уже сейчас на азово-черноморский бассейн приходится более трети всего идущего через российские порты грузопотока. Южный федеральный округ играет значимую роль в обеспечении экспортно-импортных перевозок, в том числе в рамках международных транспортных коридоров", – добавил он.

Президент отметил, что при разработке планов развития транспортной инфраструктуры следует анализировать, как будут выглядеть пассажирские и грузовые потоки через 5-10 лет, учитывать развитие интеграционных процессов.

Поручение президента тесно связано с решениями, которые были приняты в апреле этого года главами внешнеполитических ведомств России, Азербайджана и Ирана о развитии международного транспортного коридора "Север-Юг". Планируется, что он составит конкуренцию маршруту через Суэцкий канал.

В частности, министры договорилась начать предметную проработку проекта мультимодального транспортного коридора по западному побережью Каспия из России в Иран через Азербайджан, сообщает со ссылкой на министра иностранных дел России Сергея Лаврова ТАСС.

По его словам, "это предполагает работу с участием министерств транспорта, которые должны посмотреть на технические и финансовые параметры проекта. Это также предполагает взаимодействие по линии таможенных и консульских служб, и об этом мы сегодня договорились".

Его иранский коллега Мохаммад Джавад Зариф отметил, что "реализация этих проектов ускорит транзит грузов… Полагаем, что данное сотрудничество служит интересам народов Ирана, Азербайджана и России – и, конечно, интересам самого региона".

Впрочем, на той встрече речь, в первую очередь, шла о строительстве вдоль Каспия железной дороги, которая должна соединить все три страны. Но в целом инфраструктурный проект был задуман гораздо более масштабным и включал морскую, ж/д и автомобильную составляющие.

Транспортный коридор из России в Иран через Азербайджан – это важная часть более крупного проекта "Север – Юг", которая затормозилась в связи с санкциями Запада против Ирана. В целом он должен был проложить "прямой путь" от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбай, протяженностью 7,2 тыс. км. Его цель – перевозить грузы из

Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию через Каспийское море и далее в Северную и Западную Европу.

Что касается непосредственно "касапийской части" этого проекта, то она предполагает доставку грузов из Индии двумя маршрутами. Один: Мумбаи - иранский порт Бендер-Аббас - Тегеран - иранский же порт на Каспийском море Бандар Энзели – Астрахань. Конечная точка второго - порт столицы Азербайджана Баку, и он пролегает из того же индийского Мумбаи через порт в Ормузском проливе. Как сообщило издание Business Standard , в 2014 году оба они прошли тест "на эффективность". Так вот оказалось, что такой путь транспортировки по сравнению с используемым сегодня маршрутом через Суэцкий канал на 40% короче и на 30% дешевле - на каждые 15 тонн груза были ниже на $2,500.

А при том, что эта водная "магистраль" дает возможность обойти неспокойный Ближний Восток, мир в котором вряд ли возможен в ближайшей перспективе, то она, вероятно должна быть привлекательной для участников мирового рынка грузоперевозок.

А кроме того, как считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов, и самому Ирану выгодней получать грузы на севере – либо с Каспия, либо по железной дороге, потому что основное население в Иране живет именно на севере страны.

Маршрут в Иран через Каспий был востребован еще в годы Второй мировой войны, по нему через порт Бендер-Аббас шел один из путей поставок по ленд-лизу. Если в августе 1941 года по транс иранскому маршруту перевозилось всего 10 тыс. тонн в месяц. В результате масштабной модернизации транспортной системы Ирана Советским Союзом и Великобританией к октябрю 1942 году удалось утроить месячный объем перевозок втрое, а к маю 2943 году увеличить его до 100 тыс тонн.

Выбор читателей