Электронных коммерсантов уравняет НДС

Единые правила налогообложения обеспечат равные условия отечественным и зарубежным интернет-магазинам. Механизм взимания НДС с иностранцев разработают до конца года, защитные меры нужно распространить на весь ЕврАзЭС

России нужно идти в ногу со временем и создавать собственные электронные торговые площадки. Нельзя мириться с тем, что зарубежные компании оказываются в более выгодных условиях, чем отечественные. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин. Тем самым широко обсуждаемая идея о необходимости введения НДС для иностранных интернет-магазинов получила долгожданную поддержку с самого верха.

 В офисе лидера международной онлайн-торговли. Фото: Антон Новодережкин/ ТАСС

В среду, 2 ноября, глава государства провел в Ново-Огареве совещание по развитию электронной коммерции. Пристальное внимание к этой теме президент объяснил тем, что онлайн-торговля - "это один из самых быстрорастущих сегментов современной экономики, который во многом определяет развитие эффективного и прибыльного бизнеса, открывает перед людьми новые возможности быстро и удобно приобретать необходимые товары и услуги".

Рынок электронной торговли растет так быстро (с 760 млрд руб. в прошлом году до прогнозируемых 850 млрд в этом), что нормативное регулирование за ним не успевает. В результате российские и иностранные игроки оказываются в неравных условиях. Эту ситуацию необходимо исправить как можно скорее: отечественный бизнес не должен терпеть убытки, но и зарубежные компании, заходящие на наш рынок, должны иметь гарантию, что их интересы не будут ущемлены.

Путин выступает за то, "чтобы в России работали свои авторитетные, сильные площадки для электронной торговли". Это поможет более эффективному продвижению отечественных товаров и услуг не только у нас в стране, но и за рубежом. Однако стать сильными российским интернет-магазинам мешает несовершенство налоговой политики. Отечественные компании платят в российскую казну отчисления за каждый проданный товар, а электронные ретейлеры, занимающиеся трансграничной торговлей, не делают этого. Поэтому у иностранцев более низкие цены (разница доходит до 30%), из-за чего нашим продавцам очень тяжело на равных конкурировать с ними.

В результате международная онлайн-торговля не только выдавливает с рынка российские интернет-компании, но и теснит традиционную розницу. За первое полугодие 2016 г. число зарубежных покупок через глобальную сеть выросло более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом года прошлого - с 51 до 103 млн штук. Доля трансграничной торговли в онлайн-ретейле может вырасти с 29% в 2015 г. до 35% в 2016 году.

Уравнять шансы можно двумя способами: отменить все налоги для российских площадок (что невозможно) или заставить зарубежные компании платить отчисления наравне с россиянами. За введение НДС для иностранных магазинов ратуют Федеральная налоговая служба, Министерство финансов РФ, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), советник президента по проблемам интернета Герман Клименко и многие другие. В октябре подобное предложение включили в разработанный Минфином проект Основных направлений налоговой политики на 2017 - 2019 годы.

Разработать механизм налогообложения иностранных интернет-магазинов правительство должно до конца года. Об этом 18 октября на съезде "Деловой России" заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. "Попытаемся идти по пути НДС-регистрации", - уточнил он.

У идеи взимания налогов с интернет-магазинов с зарубежной пропиской имеются противники. По их словам, иностранцев будет практически невозможно заставить зарегистрироваться под российской юрисдикцией. К тому же процесс сбора и администрирования такого налога может оказаться дороже суммы, которую удастся получить с продавцов. Впрочем, после того как задачу устранить несправедливое преимущество иностранцев перед отечественными бизнесменами поставил лично президент страны, в этой дискуссии можно поставить точку.

Распространение российских правил налогообложения на торговцев "физическим" товаром логично последовало за принятым в июле этого года законом о "налоге на Google". Согласно ему, с 1 января 2017 г. в России начнут взимать НДС с иностранных продавцов электронного контента.

Следующим шагом, вполне возможно, станет работа по унификации правил интернет-торговли на всем пространстве Евразийского экономического союза. Для того чтобы при помощи налогового заслона защитить отечественную электронную коммерцию, соответствующие меры необходимо принимать на всем пространстве объединения. При введении регулирования трансграничной е-коммерции только в одной стране ЕврАзЭС эффект не достигнет своего максимума: товары из-за рубежа будут беспошлинно попадать в Россию через посреднические фирмы в других странах, где иностранные покупки не облагаются налогами. В настоящий момент ввести НДС на трансграничные операции планирует Казахстан. Белоруссия, Армения и Киргизия пока что окончательно не определились на этот счет.

Выбор читателей