Последний оплот социализма валится в пропасть

Под угрозой в Венесуэле находится не только экономика, но и судьба государства как такового. Ситуация близка к критической. Страну ждут годы разрухи и внутренней нестабильности

Экономическая ситуация в одной из последних стран "победившего социализма" - Венесуэле - близка к критической. Под угрозой находится не только выстроенная на принципах боливарианского социализма экономика Венесуэлы, но и судьба государства как такового.

Венесуэльский боливар. Фото: Georg Ismar/ dpa/ Global Look 

Национальная валюта страны - боливар - уже несколько дней продолжает отвесное падение, достигнув уровня порядка 1,6 тыс. за доллар США.

За минувший месяц падение реального курса боливара составило 28%. В общей сложности за 2013 - 2015 гг. инфляция в Венесуэле, по официальным данным, составила более 300%, а в 2016 г., по прогнозу МВФ, она достигнет 700%.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в Венесуэле существует сразу три валютных курса, два из которых являются полностью номинальными и только один из них - "черный" курс Dolar Today - отражает реальное соотношение стоимости боливара и доллара США.

Очередная волна падения боливара может являться в том числе и следствием действий правительства Венесуэлы, расписавшегося в полной экономической импотенции и неспособности совладать с инфляцией. Единственное, что несколько дней назад смогли предпринять власти страны, так это начать выпуск банкнот достоинством в 5 тыс., 10 тыс. и 20 тыс. боливаров, а также монеты в 1 тыс. боливаров. До этого самый высокий номинал венесуэльских банкнот составляя 100 боливаров, что заставляло граждан ходить за покупками с мешками денег.

Решение о резком увеличении номинала купюр привело к окончательному падению доверия к Центробанку, правительству и президенту страны Николасу Мадуро, чья непреодолимая бездарность и раньше не вызывала у венесуэльцев особых сомнений.

Это доверие было сформировано благодаря харизме прежнего президента страны Уго Чавеса, помноженной на несколько лет высоких цен на нефть, позволявших социалистическому правительству поддерживать высокий уровень социальных расходов. С уходом в мир иной и того и другого выстроенная система ожидаемо рухнула, ввергая население страны в бездну бедности и безысходности.

Преемник Чавеса - Николас Мадуро - попытался объяснить столь стремительный крах происками внутренних и внешних врагов, прежде всего в лице США. В росте цен и исчезновении товаров с полок магазинов обвинили заговор торговцев, не желающих продавать свои товары по рекомендованным государством ценам. Бороться с этим явлением Мадуро попытался при помощи армии и полиции, однако вооруженные люди в магазинах не способствовали возвращению туда товаров.

Ситуация осложняется тем, что большинство товаров закупается Венесуэлой по импорту, падение притока в страну нефтедолларов повлекло резкое сокращение объема их ввоза. В результате страна не только балансирует на грани голода, но и не имеет достаточного количества твердой валюты для оплаты печатания собственных новых купюр.

Происходящее сегодня в Венесуэле является классическим крахом социалистической системы производства. Оно довольно точно повторяет историю периода конца Советского Союза, хотя и преимущественно в виде фарса.

"Отец нации" Уго Чавес на протяжении многих лет экс­про­при­и­ро­ва­л част­ные ком­па­нии, выстраивая взамен рыночных отношений распределительную систему с фиксированными низкими ценами.

Система подпитывалась исключительно за счет нефтяного экспорта, вытеснившего практически все оставшиеся отрасли экономики. Производить что-либо, кроме нефти, в стране стало совершенно бессмысленно.

Власти всеми силами пытались ухудшить условия существования частного бизнеса, так как именно эта общественная среда, по их мнению, более других могла угрожать их существованию. Вместо этого все потребности населения в товарах покрывались за счет импорта, реализуемого по сравнительно невысоким ценам.

Длительный период высоких нефтяных цен привел к тому, что венесуэльцы поверили, что такая жизнь будет продолжаться вечно. Именно эта уверенность на протяжении многих лет обеспечивала легитимность и поддержку сначала Чавесу, а потом и его преемнику Мадуро.

Чем завершится нынешняя ситуация в Венесуэле, в целом понятно. Авторитет Мадуро и его поддержка со стороны населения тают как снег под жарким латиноамериканским солнцем.

Недовольство населения на городских улицах рано или поздно выплеснется на власть и лично президента. Попытки удержать ситуацию силовым путем бессмысленны, так как и полицейские, и военные являются такими же гражданами страны, как и остальные. И денег на то, чтобы покупать их лояльность, заставляя их защищать дискредитировавшую себя власть, у Мадуро больше нет. А значит, политическое будущее последователя дела Чавеса очевидно и явно безрадостно.

Самое же печальное заключается в том, что даже уход от власти Мадуро не решит основных проблем страны, полностью разоренной строительством социализма и противостоянием всему миру. Венесуэлу ждут годы разрухи и внутренней нестабильности. 

Выбор читателей