Интерес к спиртному потерян

По итогам трех кварталов 2016 года в РФ зафиксировано падение розничных продаж алкоголя. Уверенный рост демонстрируют только сидр и медовуха, под видом которых потребителю предлагают слабоалкогольные коктейли

По итогам трех кварталов 2016 г. Росстат зафиксировал в стране падение розничных продаж алкоголя - к аналогичному периоду прошлого года оно составило 1,6%. Как сообщает РБК, пива было продано меньше на 1,7% (606,8 млн дал), вина - на 1,6% (39,4 млн дал), игристых вин и шампанского - на 4,2% (14,6 млн дал), коньяка и бренди - на 2,3% (7,4 млн дал). Больше всего сократились продажи виски - на 8,7%, до 2,8 млн дал. Только два напитка - сидр и медовуха - демонстрируют уверенный рост, однако эксперты заявляют, что секрет этого успеха в том, что под видом этих напитков в рознице чаще всего продаются слабоалкогольные коктейли.

Фото: Антон Вергун/ ТАСС

С импортным алкоголем все понятно - он стал жертвой падения рубля. Причем российский потребитель в первую очередь отказался от виски. Казалось бы, в результате такого отказа пьющие россияне должны были переключить свое внимание на отечественную продукцию. Однако реальный рост продаж водки не случился. В этом году, по данным Росстата, продажи водки остаются на уровне 2015 года. Увеличение продаж менее чем на 0,5% (до 59,4 млн дал) говорит лишь о выходе из тени части нелегальной водки после внедрения системы ЕГАИС в магазинах, считает вице-президент Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Показавшие удивительный рост продаж на 34,8% к прошлому году слабоалкогольные напитки сидр и медовуха никого из экспертов не удивили. Дело не в том, что российский потребитель вдруг ни с того ни с сего изменил свои предпочтения. Просто производители алкоголя пытаются извлечь пользу из поправки в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" от декабря 2012 года. Если раньше сидр и медовуха считались слабоалкогольными напитками, сейчас они выделены в отдельную категорию. Текущая редакция закона позволяет производителям выпускать под видом сидра слабоалкогольные коктейли, просто добавляя в них яблочный или грушевый концентрат. Как рассказал РБК член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин, акциз с сидра и медовухи составляет сегодня 9 руб. за литр напитка, а акциз на слабоалкогольные коктейли крепостью до 9% рассчитывается по формуле 400 руб. за литр содержащегося в них спирта. Тот факт, что акциз на сидр в четыре раза ниже акциза на слабоалкогольные коктейли, обеспечил этому не самому массовому в России напитку высокую популярность.

По мнению владельца компании "Сидры Щедрина" Дмитрия Щедрина, сидр из восстановленного сока можно назвать слабоалкогольным лимонадом на натуральной основе. В премиальных торговых сетях такие "лимонады" составляют 30% продаж, в среднеценовых сетях - 60%, а в магазинах экономкласса - 80%. Как видно, условный сидр стал массовым коктейлем для малообеспеченной публики в то время, как Росстат фиксирует значительное падение продаж слабоалкогольных напитков - за девять месяцев 2016 г. оно составило 11,7%, до 6,7 млн декалитров.

Выбор читателей