Автобан влетит в копейку

Автомобилистам придется платить за пользование немецкими скоростными магистралями. Только на таких условиях возможна частичная приватизация дорожного хозяйства, которую продвигает правительство ФРГ в целях экономии

Власти Германии собираются отдать управление скоростными автодорогами на откуп коммерческим фирмам. Это позволит сократить государственные расходы на дорожное строительство. Противники идеи опасаются, что для автолюбителей нововведение обернется дополнительными затратами.

Фото: Global Look

Проект приватизации сети автобанов представил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. Выступая на заседании комитета бундестага по бюджету, глава ведомства предложил основать инфраструктурную компанию, которая возьмет на себя обязанности по финансированию, строительству и обслуживанию магистралей.

Предполагается, что до 49,9% ценных бумаг создаваемого предприятия смогут приобрести частные инвесторы. Контрольный пакет акций компании останется в руках государства. Агитируя за создание дорожного государственно-частного партнерства, Шойбле приводит в пример успешный опыт приватизации в 1990-е гг. национальной телекоммуникационной компании Telekom и государственной почтовой службы.

Такой шаг, по мнению главы Минфина, станет дополнительным подспорьем компаниям банковского и страхового сектора, которые требуют лучших условий для получения доступа к инфраструктурным проектам. В период мизерных процентных ставок по государственным займам такие крупные финансовые компании, как Allianz, Axa и некоторые другие, ищут альтернативные формы долгосрочных капиталовложений. Они готовы вложить в сеть автобанов миллиарды евро с расчетом на получение стабильных доходов.

В настоящее время скоростные автодороги управляются федеральными ведомствами совместно с администрациями земель. Такой порядок закреплен в Конституции ФРГ. Таким образом, реформа автобанов потребует внесения изменений в Основной закон. Строительство и содержание автострад на 100% финансируется из бюджета. При этом для водителей пользование разветвленной сетью дорог общей протяженностью свыше 13 тыс. км является абсолютно бесплатным.

Соответствующий законопроект должен быть внесен на обсуждение федерального правительства 8 декабря. В настоящий момент Минфин ведет по этому поводу активные переговоры как внутри правительства, так и с властями регионов, поскольку реформа должна быть одобрена на федеральном и на земельном уровне.

Пока что у правящего Христианско-демократического союза (ХДС), который представляет Вольфганг Шойбле, маловато шансов склонить представителей других политических сил на свою сторону. Против приватизации автобанов выступают даже союзники ХДС по коалиции. Заместитель председателя фракции Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в бундестаге Зёрен Бартоль отверг возможность участия частных инвесторов в предприятии, которое будет отвечать за автотрассы. Идею также не поддержали члены Министерства экономики и энергетики и представители "Зеленых", входящих в парламентскую оппозицию. "Зеленые" считают, что приватизация автобанов служит интересам корпораций, а не простых граждан. Против государственно-частных партнерств свидетельствуют и данные федерального аудита, проведенного в 2014 г., которые показали, что возведение дорог с привлечением инвесторов обходится дороже, чем строительство традиционным способом.

Немецких обывателей, а также многочисленных автотуристов, специально посещающих Германию, чтобы прокатиться с ветерком по лучшим в мире автодорогам, в гораздо большей степени беспокоит не распределение долей между собственниками автобанов, а то, что проезд по трассам в ближайшее время может стать платным.

Экономический кризис вынуждает правительство ФРГ перекладывать на частный бизнес огромные расходы на содержание дорог. Коммерческие структуры примут участие в строительстве автобанов, а их финансовый вклад компенсируется за счет предоставления им права в течение определенного срока взимать дорожные пошлины.

Вопрос о введении дорожной пошлины для владельцев легкового автомобильного транспорта обсуждается последние несколько лет. Министр транспорта Германии Александр Добриндт предлагает ввести обязательную покупку специальной карточки, которая будет давать право на пользование немецкими автобанами. Ее будут обязаны покупать как немцы, так и иностранцы. Для водителей транспортных средств, зарегистрированных в ФРГ, стоимость карты будет компенсироваться за счет снижения суммы транспортного налога.

ХДС решил повременить с претворением в жизнь планов Добриндта до следующих выборов в бундестаг в 2017 г., поскольку перед прошлыми выборами Ангела Меркель пообещала немцам, что им не придется платить за пользование дорогами и автомобилем больше, чем они платят сейчас. Препятствием служит и противодействие со стороны Еврокомиссии. Этот орган считает, что продажа пропусков на автобаны по завышенной цене иностранным автовладельцам является дискриминацией по национальному признаку. В настоящий момент соответствующий спор разбирается в суде.

Отметим, что скепсис немцев относительно привлечения инвесторов к строительству магистралей отнюдь не беспочвенен. На примере России можно убедиться, что идея государственно-частного дорожного строительства далеко не всегда приносит ожидаемый эффект.

Во-первых, проезд по российским платным дорогам обходится автомобилистам чересчур дорого. Цены на них являются самыми высокими в Европе. Максимальный тариф составляет около 25 руб. за 1 км, тогда как, например, в Италии на сопоставимых участках он вдвое ниже.

Во-вторых, приход частных инвесторов в дорожные проекты затруднен институциональными факторами, высокой стоимостью заемного капитала, инфляционными и курсовыми рисками, опасностью не получить ожидаемый доход и прочими факторами, характерными для отечественной экономики. Поэтому частные компании готовы участвовать в проектах ГЧП только на условиях значительного долевого вклада со стороны государства. Это не позволяет государству сократить свою долю участия в строительстве платных трасс, а значит, нагрузка на бюджет не уменьшается.

Выбор читателей