Экономику заставят расти по-новому

Ближайшие годы будут трудными. Восстановление страны затянется из-за перехода на новую модель развития. На место сырьевого экспорта и неуемного потребления должны прийти улучшение бизнес-климата и рост внутренних инвестиций

Российская экономика будет выздоравливать очень неспешно. Низкие цены на энергоносители заставили ее перейти на новую модель развития. Требуются иные факторы роста, а потому восстановление может оказаться растянутым во времени. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, ближайшие три года будут для нашей страны весьма непростыми. Россия нуждается в структурных изменениях. Только они являются залогом окончательного восстановления.

Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Своим видением перспектив отечественной экономики руководитель Банка России поделилась на объединенном заседании комитетов Государственной думы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Эти перспективы не слишком оптимистичны, хотя и от упаднических настроений Набиуллина призывает воздержаться.

Прежняя экономическая модель, основанная на экспорте сырья и стимулировании потребления, в том числе через потребительское кредитование, исчерпала себя. Это проявилось в затухании темпов роста еще в годы, предшествующие кризису. Падение цен на нефть поставило нашу страну в дискомфортные условия, к которым мы уже приспособились. Важнейшим итогом адаптации стал переход на новую модель развития - сберегательно-инвестиционную, при которой инвестиции должны трансформироваться в сбережения. Ее контуры уже нащупываются.

Главными признаками новой модели станут улучшение бизнес-климата, поддержка несырьевого экспорта, снижение издержек и рост доходов компаний. Нужно обеспечить стабильные финансовые условия для формирования внутренних источников инвестиций. При этом следует отказаться от быстрого снижения ставок, накачивания экономики дешевыми деньгами и льготного финансирования избранных проектов. Это приведет к ускорению инфляции и обесцениванию доходов населения. За смягчение условий для инвесторов расплачиваться придется рядовым гражданам. К тому же эти шаги станут повторением нынешней модели, уже изжившей себя. В итоге вместо роста последует спад.

Первые робкие признаки оживления экономики уже дали о себе знать, хотя восстановительные процессы в разных отраслях и разных регионах очень неустойчивы. Ожидается, что ВВП подрастет уже в будущем году. Но темпы роста будут невелики - 2% и ниже. Переход на новую модель требует времени. Кроме того, необходимы структурные изменения - без них ничего не выйдет. Если этот целевой сценарий, положенный в основу стратегии социально-экономического развития России до 2035 г., реализуется, то рост ВВП к 2019 г. разгонится до 4%.

Эльвира Набиуллина рассказала бизнесу и гражданам, к какой цели всем нужно стремиться, чтобы вытащить экономику из трясины. "Два важнейших условия для обеспечения устойчивого роста - это структурные преобразования и макроэкономическая стабильность. Мы готовы проводить политику, которая обеспечит стабильные макроэкономические условия и даст возможность бизнесу и населению уверенно сберегать средства и инвестировать их в российскую экономику, не опасаясь, что их усилия будут обеспечены высокой инфляцией, долговым или финансовым кризисом", - сообщила глава Банка России.

Надеясь на лучшее, регулятор готов и к худшему развитию событий. По оценке экспертов ЦБ, в ближайшие три года для экономики сохранятся неблагоприятные внешние и внутренние условия. Существенной перестройки экономики и увеличения ее потенциала пока не ожидается. Темпы роста экспорта останутся невысокими, в структуре экономики инерционно будет сохраняться большая доля нефтегазового экспорта. При этом стоимость нефти все это время будет колебаться в районе $40 за баррель, а индексация тарифов естественных монополий выше уровня инфляции создаст риски ужесточения денежно-кредитной политики.

Пока что стагнация, об опасности которой заявляют в Банке России, отечественной экономике только снится. Росстат в понедельник, 14 ноября, обнародовал данные, свидетельствующие о том, что рецессия никуда не делась. По итогам третьего квартала текущего года ВВП сократился на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Неожиданностью это не стало: именно таких темпов падения отечественной экономики ожидало Минэкономразвития. При этом по сравнению с первой половиной года снижение ВВП замедлилось: в первом квартале было "минус 1,2%", во втором - "минус 0,6%", по итогам первого полугодия - "минус 0,9%". За прошлый год экономика России сократилась на 3,7%. По итогам 2016 г. МЭР ожидает, что спад ВВП составит 0,5-0,6%.

Эксперты, говоря о будущем российской экономики, придерживаются умеренных оценок. Остановить падение экономики помогло увеличение потребительского спроса, считает главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. Но роста вслед за прекращением спада не последует: ему не на что опереться. Высокий спрос сокращает возможности экономического роста, поскольку часть средств уходит на приобретение импортной продукции, а не на поддержку отечественного производителя. Поэтому вскоре потребительский спрос сойдет на нет: и бюджетная, и денежная политика направлены на сдерживание потребления.

Президент РФ Владимир Путин также делает весьма осторожные заявления об экономическом самочувствии страны. На прошлой неделе он заметил, что ситуация стабилизировалась, однако "говорить о ее кардинальном улучшении пока рано".

В то же время существуют и куда более негативные прогнозы. В Центре развития Высшей школы экономики полагают, что отечественная экономика претерпевает "процесс структурной деградации". По оценке экспертов, сырьевые сектора достигли своих исторических максимумов, а несырьевые сохраняют негативные или ровные тренды. Почти весь вклад в экономический прирост был обеспечен сырьевыми секторами, динамика которых почти никак не связана с общим состоянием экономики.

Выбор читателей