На фоне падения розницу ждет рост

Торговля, продолжающая ощущать последствия падения доходов большей части населения, тем не менее показывает признаки оздоровления. Идут процессы, позволяющие судить о том, что ее рост не за горами

Розничная торговля, продолжающая ощущать последствия падения доходов большей части населения, тем не менее показывает признаки оздоровления. В торговых центрах, заметно опустевших из-за кризиса, идут процессы, которые позволяют экспертам судить о том, что рост не за горами.

Фото: Zamir Usmanov/ Global Look

Статистика свидетельствует, что объемы торговли падают. За три квартала этого года обороты в российской рознице сократились на 5,4% и составили 20,34 трлн рублей. Тем не менее темпы падения замедляются. В сентябре снижение объемов розничной торговли составило 3,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает "Росбалт" со ссылкой на Росстат.

Об этом же говорят данные из регионов. В Омской области товарооборот в розничной торговле упал на 15%, выросли цены. В других регионах более щадящие показатели. В частности, Хакасии товарооборот за январь-сентябрь упал на 4,8%, в Ставрополье - на 3,1%, в Чечне и Дагестане вообще не зарегистрировано падения в рознице.

В этом смысле Москва если и отличается от остальной России, то степенью падения. Торговый оборот в столичной рознице за первые девять месяцев 2016 г. по сравнению с тем же периодом 2015-го упал аж на 11% и составил 2,98 трлн рублей. Москвичи стали ходить в торговые центры скорее для времяпровождения, чем ради покупок.

"Покупатели уже более двух лет оценивают свои возможности как ограниченные и придерживаются кризисных моделей потребления", - пишут "Ведомости", ссылаясь на экспертов Knight Frank. Лучше всего себя чувствуют супермаркеты-дискаунтеры, в частности, X5 Retail Group ожидает, что ее выручка по итогам этого года превысит 1 трлн рублей. Только в октябре 2016 г. общая выручка сети увеличилась на 28,8%, у "Пятерочки" - на 34%.

Позитивные процессы идут и в другом сегменте - торговле косметикой. По признанию Марины Малахитько из компании CBRE, обороты косметики в московских торгово-развлекательных комплексах растут в среднем на 13% в год.

О том, что в сфере розничной торговли начались позитивные процессы, говорит и тот факт, что с начала года на рынок стали выходить иностранные торговые сети. Если в 2015 г. Россию покинули 11 международных ретейлеров, то в этом году ушел лишь один, пишут "Известия".

Правда, речь идет о торговых сетях, ориентирующихся на население с невысокими доходами. Такова, например, сеть кофеен Cofix из Израиля, предлагающая кофе по 50 руб. за чашку, что вдвое ниже обычной цены.

За предшествующие два года, особенно после падения рубля в 2014 г., на рынке появились вакантные места. Так, по данным Fashion Consulting Group за 2015 год, 12 крупнейших по количеству магазинов отечественных сетей одежды закрыли более 319 магазинов, в то время как открыли новых лишь 22.

И сейчас, когда российская валюта демонстрирует относительную стабильность, российский рынок вновь видится как привлекательный. В общей сложности к октябрю в России развернулись 37 международных брендов. Большинство новичков - 75% - работают в среднем ценовом сегменте и только 8% в низком ценовом сегменте.

Продвижение на российском рынке товаров низкой ценовой категории не столь выгодно по финансово-экономическим причинам, утверждает глава отдела торговых центров Knight Frank Евгения Хакбердиева. Выход на рынки других стран предполагает затраты, в частности, на продвижение бренда, а это может существенно повысить стоимость товаров, которые должны продаваться по низким ценам. Поэтому сейчас в России активно развиваются бренды формата "средний" и "средний минус".

Многие бренды стараются выйти на российский рынок не напрямую, а через партнеров, и, по мнению экспертов, это признак улучшающейся ситуации. Если ретейлеры присматриваются к рынку, значит жди улучшений.

Выбор читателей