Автоконцерны загоняют в регионы

Минпромторг потребовал от производителей автомобилей и импортеров, чтобы они открыли официальные сервисные центры во всех субъектах РФ. Однако у редкого предприятия хватит на это сил

Минпромторг потребовал от российских производителей автомобилей и импортеров, чтобы они открыли официальные сервисные центры во всех регионах РФ. Однако это ставит иностранные бренды в безвыходное положение.

Фото: Станислав Красильников/ ТАСС

"К сожалению, даже сегодня в некоторых регионах, где потребители сотнями покупают и регистрируют новые автомобили какого-то бренда, они могут оказаться с машиной "один на один", - заявили "Коммерсанту" в ведомстве.

В результате, утверждают в Минпромторге, покупатели вынуждены переплачивать цепочкам посредников. Речь идет, в частности, о Севастополе и Крыме, а также Калининградской области. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома на 2017 г., объем которых может достичь 60 млрд рублей.

В Крыму иностранцы предпочитают работать по субдилерским схемам, что позволяет избегать санкций. Новое требование ставит их перед сложным выбором: оказаться под угрозой штрафов за работу в Крыму или лишиться доступа к программам господдержки. В группе риска, например, Renault, Toyota и Ford, которые получают субсидии, но не имеют своего официального сервиса в Крыму.

Однако китайские автопроизводители, которые открыли свои центры на полуострове, все еще не допущены в программу льготного автокредитования.

В ФАС сообщили, что не поддерживают идею принудительного открытия сервисных центров. В Ассоциации европейского бизнеса пообещали прокомментировать ситуацию, когда выйдет официальный документ.

После присоединения Крыма к России украинские автодилеры ушли с полуострова. Большинство иностранных брендов старались не создавать свою сеть в Крыму и стали поставлять продукцию через краснодарских дилеров. Официально на полуострове сегодня представлены российские Lada, УАЗ, группа ГАЗ, европейские PSA PeugeotCitroen, VW Group, корейские Hyundai и Kia, китайские Lifan, Chery, Geely, а также японский Nissan. Часть импортеров работают через субдилерство из Краснодара или Новороссийска. Среди тех, кто не представлен на полуострове, - Lexus или JaguarLandRover.

Открытие своих дилерских центров или официального сервиса грозит иностранным производителям серьезными карами, если правительства из их стран присоединились к санкциям. По словам управляющего партнера "Кульков, Колотилов и партнеры" Максима Кулькова, они могут понести административную или уголовную ответственность: крупные штрафы в пределах $1 млн, заключение топ-менеджмента в тюрьму. Сами компании могут попасть в черные списки правительств.

В представительствах иностранных автопроизводителей отметили, что доступ потребителей к сервису и запчастям обеспечивают в "наиболее эффективном формате" и не имеет смысла открывать центры там, где они не будут окупаться. При этом указывалось, что если бы рынок Крыма был привлекательным, то лазейка бы нашлась. Возражение вызвало также "директивное регулирование рынка государством". Источники указали, что дилерская сеть зависит от емкости региона и популярности моделей.

По данным "Автостата", парк легковых автомобилей в Крыму в 2013 г. составлял 535 тыс. штук, объем рынка упал с 19 тыс. машин в 2007-м до 9 тыс. в 2013 году. В перспективе рынок может составить 20 тыс. машин в год, но актуальных данных нет. В Калининградской области, по данным "Автостата", за январь-октябрь продано 4,7 тыс. легковых машин. Это только 0,4% от всего рынка РФ.

Кроме того, непонятно, как наличие автосервиса в регионах может повлиять на предоставление господдержки. Ведь открытие дилерского центра или автосервиса требует поиска партнеров, обучения персонала и прочего. Это занимает много времени. Непонятно, что делать в регионах, где нет партнеров. Кроме того, сейчас покупатели экономят, уходят в серые сервисы, в то время как государство заставляет концерны открывать новые станции.

Выбор читателей