Они породили победный МиГ

Группа Ивана Микояна внедрила революционную аэродинамическую схему во фронтовой истребитель, дав полное преимущество в небе над американскими самолетами

В советской и российской истории сложно найти династии, внесшие столь большой вклад в развитие государства, как поколения Микоян. О партийном руководителе СССР Анастасе Микояне исследователи писали много. Но жизни его брата Артема и сына Ивана остались покрыты тайной. Ведь на их долю выпало создание самых передовых военных технологий - фронтовых самолетов семейства МиГ.

Первый зампред Совета министров СССР Анастас Микоян. Фото: Валентин Соболев/ ТАСС

Практически все дети Анастаса Микояна связали свою жизнь с авиацией. Степан Микоян прошел войну летчиком, а затем испытывал новые МиГи своего брата Ивана вплоть до 1978 года. Сын Владимир погиб в воздушном бою под Сталинградом. Третий сын, Алексей, пройдя войну, одним из первых освоил реактивные самолеты, затем командовал 49-й воздушной армией Туркестанского военного округа. Исключением стал сын Серго, выбравший путь историка.

Иван Микоян не изменил традициям и с 1944 г. начал осваивать летное дело. Свое имя Иван, по паспорту - Вано, он получил, как и большинство его братьев, в честь революционных деятелей. Анастас Микоян назвал младшего сына в честь соратника и революционера Ивана Фиолетова.

Иван Микоян. Фото: Телеканал "Россия 24"

Свой путь в авиации Вано начал в 1944 г. в авиационно-техническом училище Сталинабада, ныне столица Таджикистана Душанбе. Затем окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского и с 1953 г. пришел в опытно-конструкторское бюро имени дяди - Артема Микояна. Говоря современным языком, можно предположить, что Иван попал в ОКБ "по блату". Но большинство современников вряд ли смогли бы выдержать такой "блат" - работать приходилось на износ, зачастую без выходных. Конструкторское бюро не то место, где можно трудиться для галочки. Любая ошибка ставила под удар весь коллектив и оборачивалась немедленным вызовом на ковер.

Молодой Иван прошел тот же путь, что и его дядя, поэтому начинать в ОКБ приходилось с простых должностей. В тот период конструкторы вели активные  разработки двадцатой серии МиГов, и будущий конструктор погружался в процесс в качестве помощника ведущего инженера. Неоценимую помощь молодому специалисту оказал опыт его братьев, с которыми велись обсуждения характеристик будущих истребителей. Именно военный опыт старших братьев Степана и Алексея позволили будущему конструктору Ивану совершенствовать технические данные новых моделей. Советские военные самолеты всегда отличались от американских высокой маневренностью в бою.

Заложить такие характеристики конструкторы могли только при постоянном взаимодействии с группой пилотажных летчиков. В такую группу попал и Степан Микоян, помогая младшему брату находить слабые места в опытных моделях МиГ-21, 23, 29.

МиГ-21. Фото: Борис Кавашкин/ ТАСС

В середине 1950-х гг. Иван Микоян занимает должность ведущего инженера по летным испытаниям, вплотную работая с братом Степаном над обликом будущего МиГ-21. После первых испытательных полетов в 1956 г. этой новой серии поколения "двадцатки" Иван входит в группу  ведущих конструкторов МиГ-21. Его фронт работы полностью сосредотачивается на испытательной стадии. Уже в середине 1960-х гг. он руководит предполетной и испытательно-полетной частью нового истребителя МиГ-23.

В полной мере Иван Микоян смог реализовать себя как испытательного конструктора в начале 1970-х гг., когда закладывался МиГ-29 - истребитель четвертого поколения по революционной для того времени концепции неустойчивой аэродинамической схемы. Министерство обороны предъявило очень высокие требования к будущему облику истребителя: обеспечить высокую скорость, но при этом добиться маневренности спортивного самолета. Для понимания, это выглядело как создание полноценного внедорожного автомобиля с характеристиками спортивного "Феррари".

Группа Ивана Микояна решила привлечь на помощь ученых из аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Академик института Георгий Бюшгенс вспоминает, что решили пойти крайне нестандартным путем. Этот метод просмотрели и упустили американские конструкторы при создании "Макдоннел-Дуглас F4 "Фантом".

"Макдоннел-Дуглас F4 "Фантом". Фото: George Panagakis/ Zuma/ Global Look

Советские ученые внесли конструктивную особенность, создав между корпусом с кабиной и крылом острый наплыв для потоков встречного воздуха. Это позволило создать эффект "Торнадо" на крыле. Образуемый мощный вихрь формировал разряженные частицы на верхней поверхности крыла, что резко увеличивало подъемную силу самолета.

Уникальность МиГ-29 под шифром "Изделие №9" состояла в том, что аэродинамика не распределялась отдельно на крыло и на фюзеляж. Отныне конструктора "подчинили" воздействие воздушных потоков равномерно на весь корпус, отказавшись от деления аэродинамической силы на фюзеляж и крыло. Идею проработали и внедрили главный конструктор Аркадий Слободской и его заместитель с 1973 г. Иван Микоян.

Применение новой аэросхемы в совокупности с новой радиоэлектроникой дали сверхманевренные характеристики полета и заложили основы будущей системы "электронный пилот". Процесс запуска уникального истребителя тормозился в силу непомерности поставленной задачи. Необходимо было вместить в небольшой самолет значительное число электронных узлов.

На тот момент технологии не позволяли резко сокращать масштабы изделий, как это происходит сегодня. Эту сверхсложную инженерную задачу приходилось решать в том числе Ивану Микояну как опытному инженеру. И тем не менее темпы создания самолета поражают своей динамикой. В 1973 г. самолет был только разработан, а уже в 1977-м прошли первые испытания, которыми руководил Иван Микоян.

Истребитель МиГ-29. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Новый истребитель крайне интересовал американских военных. Они смогли засечь со спутника полет МиГ-29 и дали ему название RAM-L. В честь места испытания - города Раменское. Они не могли знать, что на картах, где указан город Раменское, находится сверхсекретный закрытый город Жуковский и военный аэродром, обозначенные как город Раменское. Доработки по взаимодействию узлов истребителя отложили запуск в серию до середины 1980-х годов. Далее СССР не мог откладывать выход новых машин, поскольку войска НАТО стали получать новейший американский истребитель F-16, превосходящий МиГ-21 и МиГ-23.

Фронтовые задачи МиГов кардинально отличались от их коллег - "Сушек". Если самолеты Сухого были созданы как тяжелые фронтовые истребители для глубокого воздушного поиска и уничтожения передовой авиации НАТО, то МиГи работали по линии фронта. Их ключевой задачей было обеспечение локального превосходства в воздухе во время наступления частей советской бронетехники.

Военная доктрина СССР строилась на молниеносном продвижение в случае войны моторизированных частей. А это означало, что прифронтовой авиации придется использовать поврежденные или неподготовленные взлетно-посадочные полосы.

Для этого МиГ-29 был снабжен прочными шасси и защитными решетками воздухозаборника. При создании шасси Ивану Микояну очень помог опыт его брата Алексея, взлетавшего с неподготовленных площадок во время войны. Также МиГ-29 мог эффективно защищать другие самолеты от новых F-15 и F-16. Таким образом, микояновские самолеты формировали для наземных частей  воздушный зонт.

Американские и натовские ВВС настолько сильно боялись русских самолетов, что даже после 1991 г. отказывались проводить дружественные соревнования. Они прекрасно знали, что их ждет позор на весь мир. Подтверждением этому могут служить соревнования индийских Су-30 и МиГ-29 в начале 2000-х годов. Американские издания писали о полном сюрпризе для летчиков, но военные обеих сторон ожидали результат.

МиГи-29. Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС

Су-30 и МиГ-29 создавались для борьбы с F-15. В них были заложены боевые преимущества, в первую очередь в маневренности. Еще раньше в середине 1990-х гг. воздушные бои с участием МиГ-29 с французскими Mirage-2000 были проведены в Южной Африке. Стоит ли говорить о результате. Это больше походило на избиение бессильного противника.

Вполне логичной стала покупка американцами микояновских трудов - эскадрильи МиГ-29К у Молдавии для изучения машины, а также чтобы не дать этим машинам уйти в Иран. Сегодня один из трофеев холодной войны стоит возле здания Национального военно-воздушного и космического разведывательного центра на авиабазе Райт-Патерсон в Огайо. Как память и напоминание величия советской эпохи и династии Микоян.

Выбор читателей