Страховщики воспитают пациентов

Минздрав хочет сделать страховые компании более ответственными за здоровье граждан. Для этого будет создан институт страховых представителей, которые станут контролировать исполнение пациентом рекомендаций врачей

Минздрав объявил о внедрении с 2018 г. программ по мотивированию пациентов к выполнению рекомендаций врачей, в том числе по приему лекарств. Как сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова в ходе "правительственного часа" в Госдуме, страховые компании должны будут стать более "пациентоориентированными", а для повышения их ответственности будет создан институт страховых представителей, которые будут осуществлять контроль за ходом лечения и контактировать с пациентом, чтобы рассказывать о рисках в том или ином случае.

Фото: ТАСС

"Газета.Ru" выяснила, что речь может идти об индивидуальной работе страховых компаний с пациентами и расширении полномочий страховщиков по отслеживанию режима лечения пациента. Несмотря на то что ясных очертаний будущих изменений пока нет ни у кого, защитники прав пациентов уже опасаются, что речь идет о введении ответственности граждан за их здоровье. Чиновники разного уровня уже неоднократно говорили об этом. О разработке соответствующих методик Минздрава Вероника Скворцова заявляла еще в ноябре. Однако, вице-премьер Ольга Голодец оценивала как "малореальную" идею о введении юридической ответственности пациента за свое здоровье.

Вероника Скворцова анонсировала с января 2017 г. индивидуальное информирование, в том числе с помощью SMS, о необходимости прохождения диспансеризации и ее результатах, вакцинации, режиме работы врачей и необходимости диспансерного наблюдения. А с 2018 г. Минздрав будет внедрять программы по мотивированию застрахованных к выполнению рекомендаций врачей и приверженности к медикаментозной терапии", заявила министр. Правда, как именно планируется мотивировать больных принимать лекарства и следовать рекомендациям докторов, в министерстве оставили без ответа. Также не удалось "Газете.Ru" выяснить это в страховых компаниях.

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает, что некоторым людям сейчас просто не по карману выполнять предписания врача. По данным Лиги защиты пациентов, 80% опрошенных ими граждан сказали, что для них цена лекарства является барьером. В таких условиях напоминание о медикаментозной терапии может выглядеть издевательством над пациентом.

С 2017 года страховщики займутся организацией диспансеризации, рассказал глава дирекции медицинского страхования в Московской области ЗАО "МАКС-М" Дмитрий Муравьев. Пациентов уведомят о том, где и когда можно пройти диспансеризацию. Аналогичную компанию смс-информирования приготовили и в "АльфаСтрахование-ОМС". По завершению диспансеризации страховые компании намерены обзвонить пациентов для установки факта прохождения диспансеризации. С 2018 года качество проведенной диспансеризации и реабилитации больных будут анализировать врачи-эксперты.

Выбор читателей