Горбачев допустил новый Союз в границах старого

Последний советский лидер уверен, что единое государство реально восстановить в прежних границах и на добровольных началах. Прошедшие четверть века и сложившаяся за это время другая геополитическая реальность этому не помеха

Бывший президент СССР Михаил Горбачев по-прежнему верит в возможность восстановления единого Союзного государства, несмотря на то что со времен распада страны прошло уже четверть столетия. "В прежних границах и с тем же составом, добровольно… Я считаю, что новый Союз может быть", - заявил последний советский руководитель.

Фото: Komsomolskaya Pravda/ Russian Look 

Политик взял на себя долю ответственности за развал СССР. "Я не снимаю с себя долю ответственности. Но моя совесть чиста. Я отстаивал Союз до конца. Реформировать, обновить Союз было возможно и необходимо", - заявил бывший советский лидер.

По его мнению, необратимый процесс начался после попытки государственного переворота в августе 1991 года: "Наиболее серьезно, по-крупному, последствия пошли после ГКЧП. Это был протест бюрократии. Мне надо было порвать с этой сворой, я их иначе не могу назвать".

Конец советской империи, по мнению Горбачева, приблизило и поведение Бориса Ельцина, который начал бороться с союзным центром вместо того, чтобы проводить в жизнь реформы. Ельцинские протесты против руководства КПСС были связаны с тем, что он не являлся членом Политбюро, и этого его очень обижало, поскольку человеком он был "очень властолюбивым".

Что касается предполагаемого влияния иностранных спецслужб и разведок, то они, по оценке экс-президента, не работали целенаправленно на распад страны, поскольку не верили, что это возможно. "А потом начали помогать. Под столом потирали руки, сколько лет, чуть ли не столетие боролись с Россией, а тут она сама себя "покроила", - добавил политик.

В целом же ответственность за распад страны лежит на многих. "Каждый должен вспомнить, как он себя вел, как действовал или бездействовал в те роковые дни в декабре 1991 года. Хочу 

напомнить, что за утверждение Беловежского соглашения проголосовало подавляющее большинство депутатов Верховного Совета России, включая коммунистов, которые сейчас громче всех кричат о катастрофических последствиях и валят все на Горбачева", - сказал экс-президент.

На вопрос, почему он не стал арестовывать лидеров трех союзных республик, подписавших Беловежские соглашения, которые стали своего рода приговором СССР, Горбачев ответил, что не знал, для чего они собираются в Белоруссии - спецслужбы ему не сообщили. К тому же аресты Бориса Ельцина, Леонида Кравчука и Станислава Шушкевича могли привести к народным волнениям и кровопролитию: "Я думаю, "дело пахло бы керосином", пошел бы такой пожар по стране".

Горбачев признался, что не хотел войти в историю, как человек, который готов на все ради сохранения власти. "Я думаю, это пахло гражданской войной. Это опасно. Это выглядело бы, что я вроде как для того, чтобы удержать власть, пошел на такое, хотя надо было демократическими путями добиваться. Кредо мое - демократия, решительные изменения в пользу демократии, изгнание тоталитаризма, и без крови… Я отдал власть. Я ушел сам, чтобы избежать кровопролития", - подчеркнул он.

Читайте также

Выбор читателей