Общепит хотят сделать домашним

Глава Минпромторга мечтает приучить россиян пить и есть не дома, а в местных кафе или ресторанах. Это войдет в конфликт с шаблонами, появившимися еще в советские времена

В России практически отсутствует сегмент общепита с простой домашней едой, который формируется именно семейным бизнесом. Специфика российского рынка - это доминирование сетевых "трендовых" предприятий быстрого питания и ресторанов высокого ценового сегмента. Но для того, чтобы появилась привычка питаться вне дома необходимо, чтобы у каждого человека была возможность зайти в недорогое кафе по пути к на работу, учебу или домой.

Фото: Viktor Pogontsev/ Russian Look 

В Минпромторге проанализировали состояние сферы общественного питания и пришли к выводу, что его развитию мешает регуляторная политика, а не экономика. Эта сфера в России развита недостаточно: доля затрат на питание вне дома в общих затратах населения на еду составляет у нас всего лишь 9%, в то время как с США этот показатель находится на уровне 47%.

Поэтому сегодня Минпромторг совместно с заинтересованными отраслевыми ассоциациями разрабатывает стратегию развития отрасли общественного питания. Об этом рассказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются предприятия общественного питания, являются, во-первых, устаревшие требования к организации и функционированию бизнеса в этой сфере. Это СанПиНы, СНиПы, а также требования к пожарной безопасности, защите прав потребителей и обороту алкогольной продукции.

Вообще обязательные требования у нас излишне детализированы и фактически не менялись с советских времен, отметил министр. Именно они,пояснил он, создают избыточное регулирование отрасли. Мантуров думает изменить подход к этому через их упрощение: государство может определять базовые требования, а не способы их выполнения.

Он назвал большое количество проверок предприятий и штрафов по их итогам следствием излишнего детализированных требований. А на практике их выполнить очень сложно, считает Мантуров.

По предварительным итогам опроса предпринимателей, проведенного министерством, 75% предприятий платили штрафы, а 78% предприятий имели затраты, связанные с устранением нарушений. 76% предпринимателей говорят о том, что в их деятельности имели место неформальные платежи.

Еще одна проблема - дефицит площадей. Необходимы изменения в закон о торговле, касающиеся нестационарной и мобильной торговли, считает министр. Нестационарные павильоны, шатры и иные конструкции - это хорошее решение для кафе и ресторанов, которое принято во всем мире. В настоящее время изменения в закон находятся в процессе подготовки. Планируется, что они будут внесены в Государственную думу в первом полугодии 2017 года.

В стратегии развития отрасли общественного питания будет уделено особое внимание реализации алкогольной продукции, в том числе ее лицензированию. По экспертным оценкам, лишь 3% реализуемого в рознице алкоголя потребляется в предприятиях общественного питания. По мнению главы Минпромторга, сложилась неправильная ситуация, когда в точке общепита стоимость бутылки вина завышена, и это – следствие излишнего администрирования.

Законопроект предлагает выделить мобильные объекты в отдельную категорию. Поскольку сейчас работа этих объектов в законе внятно не отрегулирована, на местах их в лучшем случае приравняли к киоскам и павильонам. Получается, что мобильный объект "прикован" к месту. Именно поэтому мы не видим мобильный формат на наших улицах так же часто, как за рубежом, полагает министр.

И нельзя сказать, что мобильные кафе не востребованы, пишет он далее. Во многих странах большой популярностью пользуются фестивали так называемых фудтраков. А в России автолавки - удел энтузиастов, готовых иногда работать на массовых мероприятиях. А на самом деле это потенциально крупный постоянно действующий сегмент индустрии массового питания вне дома. Плюс - развитие сопутствующих сервисов и дозагрузка автомобильной промышленности.

Питание вне дома может войти в обиход каждого человека, а не быть только элементом престижного потребления, заявил Мантуров. А это во многом зависит от его ценовой доступности. Предлагаемые меры позволят значительно снизить издержки предпринимателей и повысить привлекательность создания нового бизнеса различных форматов, утверждает он.

По мнению министра, приоритетом государства в области общественного питания является реализация интересов потребителей услуг и всех категорий предпринимателей. Существующие сегодня проблемы и барьеры в отрасли создают препятствия для развития именно малых предприятий. Поэтому развитие общественного питания должно реализовываться через поддержку государством малого несетевого бизнеса, который часто является семейным, заключил Мантуров.

Читайте также

Выбор читателей