Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
В России практически отсутствует сегмент общепита с простой домашней едой, который формируется именно семейным бизнесом. Специфика российского рынка - это доминирование сетевых "трендовых" предприятий быстрого питания и ресторанов высокого ценового сегмента. Но для того, чтобы появилась привычка питаться вне дома необходимо, чтобы у каждого человека была возможность зайти в недорогое кафе по пути к на работу, учебу или домой.
Фото: Viktor Pogontsev/ Russian Look
В Минпромторге проанализировали состояние сферы общественного питания и пришли к выводу, что его развитию мешает регуляторная политика, а не экономика. Эта сфера в России развита недостаточно: доля затрат на питание вне дома в общих затратах населения на еду составляет у нас всего лишь 9%, в то время как с США этот показатель находится на уровне 47%.
Поэтому сегодня Минпромторг совместно с заинтересованными отраслевыми ассоциациями разрабатывает стратегию развития отрасли общественного питания. Об этом рассказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются предприятия общественного питания, являются, во-первых, устаревшие требования к организации и функционированию бизнеса в этой сфере. Это СанПиНы, СНиПы, а также требования к пожарной безопасности, защите прав потребителей и обороту алкогольной продукции.
Вообще обязательные требования у нас излишне детализированы и фактически не менялись с советских времен, отметил министр. Именно они,пояснил он, создают избыточное регулирование отрасли. Мантуров думает изменить подход к этому через их упрощение: государство может определять базовые требования, а не способы их выполнения.
Он назвал большое количество проверок предприятий и штрафов по их итогам следствием излишнего детализированных требований. А на практике их выполнить очень сложно, считает Мантуров.
По предварительным итогам опроса предпринимателей, проведенного министерством, 75% предприятий платили штрафы, а 78% предприятий имели затраты, связанные с устранением нарушений. 76% предпринимателей говорят о том, что в их деятельности имели место неформальные платежи.
Еще одна проблема - дефицит площадей. Необходимы изменения в закон о торговле, касающиеся нестационарной и мобильной торговли, считает министр. Нестационарные павильоны, шатры и иные конструкции - это хорошее решение для кафе и ресторанов, которое принято во всем мире. В настоящее время изменения в закон находятся в процессе подготовки. Планируется, что они будут внесены в Государственную думу в первом полугодии 2017 года.
В стратегии развития отрасли общественного питания будет уделено особое внимание реализации алкогольной продукции, в том числе ее лицензированию. По экспертным оценкам, лишь 3% реализуемого в рознице алкоголя потребляется в предприятиях общественного питания. По мнению главы Минпромторга, сложилась неправильная ситуация, когда в точке общепита стоимость бутылки вина завышена, и это – следствие излишнего администрирования.
Законопроект предлагает выделить мобильные объекты в отдельную категорию. Поскольку сейчас работа этих объектов в законе внятно не отрегулирована, на местах их в лучшем случае приравняли к киоскам и павильонам. Получается, что мобильный объект "прикован" к месту. Именно поэтому мы не видим мобильный формат на наших улицах так же часто, как за рубежом, полагает министр.
И нельзя сказать, что мобильные кафе не востребованы, пишет он далее. Во многих странах большой популярностью пользуются фестивали так называемых фудтраков. А в России автолавки - удел энтузиастов, готовых иногда работать на массовых мероприятиях. А на самом деле это потенциально крупный постоянно действующий сегмент индустрии массового питания вне дома. Плюс - развитие сопутствующих сервисов и дозагрузка автомобильной промышленности.
Питание вне дома может войти в обиход каждого человека, а не быть только элементом престижного потребления, заявил Мантуров. А это во многом зависит от его ценовой доступности. Предлагаемые меры позволят значительно снизить издержки предпринимателей и повысить привлекательность создания нового бизнеса различных форматов, утверждает он.
По мнению министра, приоритетом государства в области общественного питания является реализация интересов потребителей услуг и всех категорий предпринимателей. Существующие сегодня проблемы и барьеры в отрасли создают препятствия для развития именно малых предприятий. Поэтому развитие общественного питания должно реализовываться через поддержку государством малого несетевого бизнеса, который часто является семейным, заключил Мантуров.
Отставка Шойгу произвела широкий резонанс
Политик 12 лет занимал высокий пост