Вред по ОСАГО возместят натурой

Принятый Госдумой закон о компенсации ущерба в ДТП позволит страховщикам не давать пострадавшим деньги, а оплачивать услуги автосервисов. Они будут нести ответственность за качество ремонта, а мастерскую выберет автовладелец

Законопроект о натуральном возмещении вреда по ОСАГО депутаты Государственной думы приняли в первом чтении в среду, 14 декабря. Согласно ему, в случае ДТП страховые компании не будут платить пострадавшим деньги, а отремонтируют сломанный автомобиль.

Фото: Донат Сорокин/ ТАСС

Изменения вносятся в ст. 12 федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Авторы законопроекта хотят при помощи подобного закона оздоровить систему ОСАГО, которая во многих регионах приносит убытки до 300%. Законодатели предлагают дать страховщику право самостоятельно выбирать форму выплаты компенсации: как правило, компаниям более выгодно оплатить услуги автосервиса, чем отдавать пострадавшим "живые" деньги. Для ремонта компания выбирает сервис, который должен быть расположен не дальше 10 км от городов с населением от 500 тыс. человек и не дальше 200 км для меньших населенных пунктов.

Реанимировать убыточную систему можно и другими способами: либо создать государственную компанию по ОСАГО с бюджетным финансированием 25 млрд рублей в год, либо повысить страховые тарифы. В условиях сложной экономической ситуации оба решения будут крайне непопулярными. Поэтому инициатор проекта "натурального ОСАГО" Михаил Емельянов (СР) назвал такую форму поддержки страховщиков единственно возможной.

По словам депутатов, новые правила страхового возмещения направлены на борьбу с автоюристами, которые зарабатывают на посреднических услугах, "выбивая" из страховых компаний максимальную сумму компенсации для своих клиентов. По оценкам Центробанка, ежегодно юристы зарабатывают таким образом 17 млрд рублей. Авторы законопроекта намерены "уничтожить паразитирующий класс посредников".

Несмотря на многочисленные протесты парламентариев, которые не видят ничего плохого в том, что граждане научились защищать свои права при помощи юристов, законопроект все же прошел первое чтение. В его поддержку высказались 340 человек, против - 74.

Ко второму чтению документ будет основательно доработан. Глава финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков поддержал документ, отметив, однако, что в нем "делается излишний крен в пользу страховщиков". "Есть опасения, что страховщики будут полностью контролировать этот процесс. Поэтому при доработке ко второму чтению необходимо максимально сбалансировать интересы граждан-автовладельцев", - отметил депутат.

Аксаков предложил дополнить закон положением о ремонте без учета износа и об ответственности страховщика за его качество и сроки. Компании смогут отправлять автомобили только к проверенным мастерам: их внесут в единый реестр сервисов, который будет вести Российский союз автостраховщиков (РСА). Если ремонт будет некачественным, гражданин будет иметь возможность претендовать на денежное возмещение.

Банк России попросил ко второму чтению закрепить в документе приоритет ремонта над денежной выплатой только в отношении легковых автомобилей, принадлежащих физлицам. Автовладельцу на этапе заключения договора ОСАГО должны предоставить возможность выбора станций технического обслуживания из предложенного страховщиком списка. Центробанк также предлагает выплачивать денежные компенсации потерпевшим в ДТП, оказавшимся "в тяжелых жизненных обстоятельствах". Уместность таких выплат будет определять специальная комиссия при РСА.

Кроме того, свои предложения подготовит и правительство, которое не успело проработать документ к первому чтению.

Ранее предполагалось, что законопроект о натуральной форме возмещения вреда при авариях будет принят в ускоренном режиме и пройдет все три чтения в нижней палате парламента до конца 2016 года. Однако на последнем заседании комитета по финансовому рынку было объявлено, что документ в силу своей противоречивости будет рассмотрен по стандартной процедуре.

Читайте также

Выбор читателей