Кредитные чайники вышли из моды

Занимать деньги у банков россияне стали реже, но больше, влезая в долги в случае действительной необходимости, а не сиюминутной причуды. Лидером роста в этом году оказалась ипотека

Финансовые организации начали подводить предварительные итоги кредитной активности россиян в уходящем году. Уже сейчас можно сказать, что занимать граждане стали реже, но больше, влезая в долги в случае действительной необходимости, а не сиюминутной причуды.

Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС

К ноябрю средний размер розничного кредита в стране увеличился на 7% - до 164 тыс. руб., сообщило в четверг, 15 декабря, Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Самый высокий рост данного показателя продемонстрировал автокредит - на 13,4%, до 631,2 тыс. руб. (в 2015 г. было 556,6 тыс. рублей). Другие сегменты прибавили гораздо меньше. Так, средний лимит по кредитной карте составил 53,3 тыс. руб., увеличившись на 4,1%. Ипотека поднялась на 3,8% - до уровня 1 млн 951 тыс. 900 руб. против 1 млн 879 тыс. 800 руб. годом ранее.

Меньше всего вырос средний размер кредита на покупку потребительских товаров - на 1,6%. По итогам 11 месяцев он составил 126,1 тыс. рублей, что всего на 2 тыс. больше, чем за тот же период 2015 года.

Ранее НБКИ сообщило о сокращении доли заемщиков с самыми небольшими займами и увеличении числа должников с наиболее крупными кредитами. Число граждан, выплачивающих так называемые кредиты на чайники, снизилось на 6,74%. К началу ноября текущего года они составляли 26,2% от общего числа заемщиков. А доля тех, кто должен банкам свыше 1,5 млн. руб., напротив, выросла на 1,6% - до 5,4%.

При этом на первое место вышел сегмент кредитов от 100 до 500 тыс. руб.: его доля в структуре заемщиков выросла на 1,67% - до 34,4%. А лидером по темпам роста стал сегмент заемщиков с задолженностью от 500 тыс. до 1 млн руб. - он увеличился на 1,9%, до 13,7%.

Рост числа заемщиков с более "весомыми" кредитами и среднего размера самих займов в НБКИ связывают, в основном, с изменением стратегии банков, которые сегодня тщательнее оценивают риски и предпочитают кредитовать относительно "благополучные" категории граждан со средними и наибольшими доходами, отказывая просителям с низкими или нестабильными заработками.

"Как следствие - увеличение количества заемщиков, которые берут кредиты на более значительные суммы и с целью приобретения более дорогих товаров и услуг. Особенно заметна эта тенденция в ипотечном кредитовании, пользующемся государственной поддержкой", - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. Именно ростом ипотечного кредитования специалисты компании объясняют увеличение доли "крупных" кредитов в общем портфеле.

По данным Агентства ипотечного жилищного кредитования, только за десять месяцев 2016 г. в России было выдано 675 тыс. ипотечных кредитов на сумму 1,15 трлн рублей. И это больше, чем за весь 2015 год.

По словам управляющего партнера Национального агентства финансовых исследований Павла Самиева, ипотечное кредитование в этом году стало лидером роста среди всех сегментов банковского кредитования, но его потенциал почти исчерпан. Сработал эффект низкой базы и отложенного с 2014 - 2015 гг. спроса. Однако к первому кварталу будущего года он, скорее всего, будет полностью удовлетворен, и произойдет некоторое охлаждение.

Всплеск жилищного кредитования в этом году во многом был связан с активностью представителей среднего класса, полагает эксперт. Причем они предъявляли спрос на стандартное жилье экономкласса, хотя изначально многие целились на квартиры более высокой категории или большей площади. Однако кризис внес свои коррективы. Тем не менее эти люди успели накопить как минимум стартовую сумму на первоначальный взнос и поторопились зафиксировать уровень благосостояния, взяв ипотечный кредит. Это и обеспечило краткосрочный бум, который сейчас почти выдохся.

Неясна пока и судьба государственной программы по субсидированию процентной ставки, которая также внесла немалую лепту в повышение интереса к покупке жилья. Так что в будущем году ипотека продолжит расти, но гораздо более скромными темпами, заключает эксперт.

Что же касается "чайных" кредитов, смело можно предположить, что их количество сокращается не только из-за осторожности банков, не желающих больше связываться с такой "мелочевкой". Социологи отмечают, что и сами россияне стали гораздо разумнее подходить к заемным средствам и научились не брать их на покупки в 3 - 5 тыс. руб., чтобы потом месяцами гасить долг с огромной переплатой.

Вынужденное самоограничение граждане компенсируют спонтанными расходами, менее обременительными для кошелька. По данным аналитического центра того же НАФИ, невзирая на кризис 61% россиян продолжают совершать необдуманные траты. Более того, в сложные экономические периоды они делают это чаще. Но речь идет о таких мелких радостях, как шоколадки, чипсы или газировка, чтобы побаловать себя, почувствовать хоть какую-то финансовую стабильность и сохранить внутренний психологический баланс.

Выбор читателей