Для здоровья ребенка нужны трое родителей

Методика искусственного оплодотворения с использованием ДНК трех человек дарит надежду одним и вызывает протест у других. Против нее выступает церковь и консервативная общественность

Британия стала первой страной, в которой узаконена особая технология оплодотворения "в пробирке", при которой удается исключить передачу ребенку тяжелых генетических заболеваний родителей. Но для рождения такого малыша нужны трое: супружеская пара и женщина-донор со здоровой митохондриальной ДНК. В России считают, что применение этой методики затрагивает вопросы этики.

Фото: Pixabay

После того, как британское Управление по оплодотворению человека и эмбриологии (The Human Fertilisation and Embryology Authority, HFEA) одобрило методику искусственного оплодотворения с использованием ДНК трех человек, клиники смогут получать лицензию на ее практическое применение, сообщает BBC.

Речь идет о случаях, когда у супружеской пары велика вероятность рождения ребенка с тяжелыми заболеваниями, возникшими из-за мутаций в родительских генах. Как правило, это тяжелые и неизлечимые недуги, которые чаще всего приводят к смерти.

Именно для того, чтобы заменить пораженную митохондриальную ДНК матери и требуется женщина-донор. Уже в 2017 г. может появиться на свет ребенок, родившийся технологии, утвержденной HFEA.

Тем не менее уже существует ребенок, появившийся от трех биологических родителей. Он родился у мусульманской пары из Иордании, которая на протяжении 20 лет не могла иметь детей из-за редкого наследственного заболевания, синдрома Лея, при котором поражается нервная система. В 2005 г. у них родилась девочка, которая умерла в шесть лет. Второй ребенок не дожил до года.

Операцию провели врачи из Нью-Йорка в Мексике. В США такая технология оплодотворения запрещена. Они заменили в яйцеклетке матери митохондриальную ДНК, имевшую мутационные изменения, на донорскую, взятую у здоровой женщины. Затем эмбрион был подвергнут экстракорпоральному оплодотворению.

В апреле этого года у пары родился мальчик без признаков заболевания. Он унаследовал ядерную ДНК от матери и отца, а митохондриальную - от донора.

По утверждению экспертов, ДНК митохондрии не влияет на внешность и другие характеристики будущего младенца, поэтому ребенок будет похож на своих родителей.

Председатель Управления по оплодотворению человека и эмбриологии Великобритании Салли Чешир считает, что это – событие исторической важности. "Я уверена, что пациенты будут очень рады нашему решению", – приводит ее слова ТАСС.

В Британии ежегодно из 200 новорожденных детей один оказывается носителем мутировавшей митохондриальной ДНК, однако зачастую это становится причиной небольших отклонений. Тем не менее из 6500 детей, родившихся с проблемной ДНК, один ребенок заболевает серьезно. Эти болезни включают мышечные отклонения, слепоту, проблемы сердечно-сосудистой системы, которые заканчиваются летальным исходом.

Практическое применение технологии "трех родителей" стало возможно после того, как в 2015 г. британский парламент отменил закон, запрещавший "редактирование генома" человека. Это было непростое решение, и многие эксперты до сих пор сомневаются в том, что такое вмешательство должно быть легализовано.

В частности, доктор Сара Чан из университета Эдинбург утверждает, что использование технологий редактирования генома эмбриона затрагивает некоторые деликатные вопросы. Поэтому "мы должны быть уверены, что наша система регулирования в этой области функционирует хорошо, чтобы наука развивалась в соответствие с общественными интересами", - сказала она.

В сентябре прошлого года Международный консорциум по стволовым клеткам, этике и праву "Хинкстон Груп" (Hinxton Group) в сентябре прошлого года выпустил заявление, в котором призвал разрешить генетическую модификацию эмбрионов человека. Но до нынешнего момента подобные практики в Европе были запрещены.

Но среди медиков много тех, кто призывает к осторожности. В частности, Берт Смитс из Маастрихтского университета считает, что за родившимся в иорданской семье мальчиком надо вести наблюдение, чтобы убедиться, что поврежденная ДНК не породит проблем в будущем. "Надо подождать появления других таких детей, и тщательно исследовать их", – приводит его слова журнал The New Scientist.

В России известия о новой методике экстракорпорального оплодотворения восприняли настороженно. Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что российские биотехнологии позволяют провести такую операцию. "С точки зрения биотехнологий, это, конечно, возможно. Более того, и в Российской Федерации есть чрезвычайно развитые центры, которые могли бы сделать это", - сказала Скворцова, отвечая на вопрос журналистов. Однако, по словам министра, российские ученые не ставят такой задачи по этическим соображениям. "Другой вопрос: это нужно делать или нет? Это вопрос этический, широко выходит за медицинскую сферу", - цитирует ее ТАСС.

Вести о новой методике получили негативный прием со стороны церкви. В частности, представители Римской католической церкви указали, что технология включает в себя разрушение человеческого эмбриона. Англиканская церковь высказала озабоченность в связи с тем, что этическая сторона этой методики "не была достаточно оценена", информирует AFP.

Компания CBS процитировала директора группы Human Genetics Alert Дэвида Кинга, который утверждает, будто "это решение открывает дверь в мир генетическому конструированию детей". По его словам, "разрешение производить замену митохондриальной ДНК означает, что исчезла логическая основа для воспрепятствования появлению генно модифицированных детей".

Однако сложность технологии, ее стоимость и уже существующие ограничения, связанные с генетическими манипуляциями, едва ли сделают новую методику искусственного оплодотворения столь же популярной, как липосакция.

Выбор читателей