Платный въезд в города прошел первое чтение

Законопроект также дает властям возможность устанавливать платные парковки во дворах жилых домов и вводить свободные тарифы за движение по участкам автомобильных дорог, а также вовсе запрещать движение автотранспорта

Громкая законодательная инициатива Минтранса РФ, предусматривающая введение платного въезда в городах, прошла в пятницу, 16 декабря, первое чтение. Документ был внесен в Госдуму правительством еще 16 апреля 2016 года. Помимо безальтернативного платного въезда в определенные зоны городов, законопроект дает властям возможность устанавливать платные парковки во дворах жилых домов, а также вводить свободные тарифы за движение по участкам автомобильных дорог или вовсе запрещать движение транспорта по ним.

Фото: Александр Демьянчук/ ТАСС

Когда данный законопроект станет реальностью, любое перемещение по территории РФ будет предусматривать взимание оплаты с так называемого "нерезидентного" транспорта по всему пути его следования за проезд и за парковку. Совсем неудивительно, что против документа выступили в КПРФ, ЛДПР и в "Справедливой России". Как пишет "Интерфакс", секретарь ЦК КПРФ Казбек Тайсаев даже предложил обнародовать имена разработчиков инициативы, назвав вопрос введения платы за проезд "преступным".  

Замглавы фракции ЛДПР Ярослав Нилов высказал опасения, что законопроект создаст для региональных властей дополнительное поле и повысит логистические издержки промышленных предприятий. По мнению Нилова, принятие документа приведет к разрыву единого транспортного пространства страны.

Вице-спикер Госдумы от "Единой России" Петр Толстой также продемонстрировал понимание рисков, которые таятся в принятом документе, отметив, что никто не хочет локального местечкового феодализма. По мнению Толстого, введение ограничительных мер не должно нарушать законных интересов граждан, которым власть обязана предложить альтернативные маршруты. Учитывая острую критику этого законопроекта, "Единая Россия" предложила при дальнейших доработках документа исключить органы местного самоуправления из числа субъектов, устанавливающих временное ограничение движения.

Доводы изготовившего законопроект Минторга сводились к универсальной отсылке к мировому опыту, на который в принципе можно списать любую инициативу. Так, представлявший законопроект заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов сообщил депутатам, что в Лондоне въезд в определенные зоны стоит примерно 10,5 фунтов. Также чиновник представил статистику, согласно которой введение  платного въезда в города снизило число автомобилей в этих зонах, увеличив скорость движения транспорта и уменьшив количество пробок. Сергей Аристов выразил надежу, что чиновники на местах не будут устанавливать высокие тарифы за въезд, потому что они "не самоубийцы".

Как сообщает "Коммерсанть", за въезд в Стокгольм автовладельцу придется заплатить сумму, эквивалентную 60 руб., въезд в Милан обойдется более 300 руб., а в Сингапуре цена въезда зависит от времени суток и ежеквартальной средней скорости движения автомобилей – чем ниже скорость, тем больше плата за въезд. При этом доводы российских чиновников, что ограничительная мера везде помогает справиться с пробками, расходятся с реальностью. К примеру, в Лондоне положительный эффект от платного въезда сошел на нет через год, отмечает "Коммерсантъ FM".

Российские города, заинтересованные в возможности брать деньги за въезд, известны - это Москва, Санкт-Петербург и все мегаполисы, испытывающие дефицит дорожной сети. Норма о возможности размещать платные парковки во дворах явно связана с исчерпанием потенциально платного парковочного пространства в Москве. 

Некоторые СМИ уже сообщали, что Москва планирует установить плату за въезд в размере 200 руб., при этом техническая сторона вопроса пока неочевидна. Мэр Москвы Сергей Собянин при этом неоднократно подчеркивал, что столичные власти идею платного въезда не обсуждают. Хотя, как пишет "Коммерсантъ", департамент транспорта Москвы повторно изучал опыт Сингапура осенью этого года.

По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, если в Стокгольме и на Васильевском острове в Санкт-Петербурге платный въезд очень легко установить технически благодаря мостам, то простых вариантов для платного въезда, к примеру, на Садовое кольцо, нет. Мы можем опередить весь мир по сложности эксперимента, если сделаем платным въезд на МКАД, уверен Блинкин. 

Выбор читателей