Войне в Сирии нет конца

ИГ* как феномен и все сопутствующие ему эксцессы - это почти навсегда, считают эксперты. Если гнать его в дверь, оно "влезет в окно", и ситуация в Пальмире, по сути, подтверждает этот прогноз

Очередное нашествие боевиков запрещенного в РФ "Исламского государства*" в Пальмиру поставило перед аналитиками массу вопросов. Основные из них - как такое вообще могло произойти и где была разведка Башара Асада и беспилотники ВКС России. Эксперты сходятся во мнении, что причина захвата боевиками Пальмиры кроется вовсе не в провале разведки.

Фото: Global Look

"Это гражданская война, и тех, кого мы называем боевиками, поддерживает определенная часть населения. Кто-то за Башара, кто-то за ИГ*, кто-то за "Джебхат ан-Нусру" (также запрещенную в РФ). Поэтому когда мы говорим о наших успехах, всегда нужно помнить, что какая-то часть населения поддерживает ИГ. А иначе как бы они прошли-то?" - задал риторический вопрос известный востоковед, член Научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. По его мнению, у этих боевиков прекрасная социальная поддержка в самой Сирии. Все знают, кто идет и зачем. "Тысячи человек, представьте! Но их пропускают, не вызывают ни авиацию, ни ракеты, ни Башара", - заявил аналитик "Утру".

Ранее Малашенко прогнозировал, что противостоять ИГ как феномену будет невероятно сложно, данный феномен и все сопутствующие ему эксцессы – это почти навсегда. Проблема носит глобальный характер: сегодня ИГ в Сирии и Ираке, завтра - в Сомали, Ливии и Нигерии, послезавтра – где-то еще. То есть гони ИГ в дверь – оно "влезет в окно", и ситуация в Пальмире, по сути, подтверждает этот прогноз.

Противостоять ИГ как феномену будет невероятно сложно, данный феномен и все сопутствующие ему эксцессы – это почти навсегда

Поэтому радость в связи с освобождением Пальмиры от боевиков в марте этого года сирийской армией при поддержке российских военных и упования на то, что это станет едва ли не предпоследним шагом к окончательной победе, оказались преждевременными. Уже тогда было ясно: что-то произойдет. При этом Пальмира была символом, но в стратегическом отношении она ничего для ИГ не значила, поэтому боевики сдали ее, поняв, что ее не удержать и там не за что бороться. Это, конечно, была победа, и очень хорошо представленная, но боевики оттуда ушли сами, считает Алексей Малашенко.

"Что делают боевики: они собрались, сконцентрировались, ударили и взяли обратно Пальмиру. Тем самым показав всему миру, что война продолжается, и, несмотря на Алеппо, все коалиции и российскую активность, они продолжают воевать. Весной после взятия Пальмиры тоже радовались, пока не выяснилось, что для гражданской войны это ничего не значит", - сказал эксперт.

Несмотря на Алеппо, все коалиции и российскую активность, боевики продолжают воевать

В итоге, по его мнению, миграция боевиков из точки в точку будет продолжаться еще очень долго, пока общество от этого не устанет. Вопрос можно поставить по-другому: пока там Башар Асад, против него будут воевать, отметил собеседник "Утра". Но и в противном случае, если не будет Асада, война все равно продолжится - будут мстить тем, кого Асад поддерживал. Это абсолютно безвыходное, тупиковое положение, и в этом главная трагедия. Гражданская война в мусульманском мире не может быть изолирована, у нее нет границ, и разобраться в этом "компоте", где все воюют против всех, практически нереально.

Кроме того, никто точно не знает, какое количество населения поддерживает Асада и какое количество территорий он контролирует. Все эти данные Алексей Малашенко назвал "липой": в противном случае с боевиками можно было бы разделаться если не за полчаса, то за полгода точно. Но если несколько тысяч боевиков выдвинулись только на Пальмиру, значит, на самом деле их там десятки тысяч – с продовольствием, снабжением, притоком сил извне, деньгами, как внутренними, так и внешними, из того же Катара. Пальмиру, конечно, отобьют - это однозначно, добив ее окончательно как памятник и оставив от нее один песок, полагает аналитик. Но останутся и Алеппо, и Дамаск, куда так же спокойно смогут переместиться боевики.

Но если несколько тысяч боевиков выдвинулись только на Пальмиру, значит, на самом деле их там десятки тысяч

Есть и другие нюансы. Например, многие населенные пункты контролируются сейчас местными ополчениями, которые не пускают на свою территорию ни одних, ни вторых, не верят ни боевикам с их шариатом, ни Асаду. Это, по словам эксперта, означает еще и полный распад страны.

Война, по прогнозам эксперта, закончится лишь тогда, когда воюющие устанут убивать друг друга. Примерно то же самое было в Таджикистане, где гражданская война шла очень долго. Но пока враждующие стороны не почувствовали, что это война на самоуничтожение, они не остановились. Сирию ждет то же самое, и огромное количество мигрантов, понимающих, что выхода нет, и не желающих поддерживать ни одну из сторон - подтверждение общей усталости от этой войны. "Многополярный мир - это прекрасно, вот его мы и имеем на Ближнем Востоке, где каждая зараза - турки, Катар, Саудовская Аравия, Иран - это полюс. Раньше было проще: Вашингтон и Москва могли дернуть за шкирку "своих" и все прекратить. А сейчас еще дерни их - они объяснят, что они сами великие", - подытожил аналитик.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей