Ту-154 доказал свою надежность и безопасность

Самолеты данной марки прошли проверку временем, они просты и неприхотливы. Их эксплуатация сама по себе не является опасной, но требует от пилотов большого мастерства

Авиакатастрофа над Черным морем вновь подняла вопрос о надежности самолетов Ту-154. Авиационные эксперты утверждают, что их эксплуатация не таит в себе опасности - это надежная и предсказуемая машина, которая превосходно зарекомендовала себя за десятилетия полетов. В то же время эти лайнеры требуют высокой квалификации пилотов.

Фото: Wikimedia

Машина строгая в пилотировании, но вполне надежная и предсказуемая. Он (Ту-154) никогда не считался "учебной партой", и командирами экипажей всегда назначали людей с опытом. Почувствовать разницу пилот может только тактильно, когда машина выполняет определенные операции", - рассказал журналистам военный летчик, командовавший самолетами этого типа.

Большим плюсов "сто пятьдесят четвертых", которые стали выпускать еще в середине 60-х, является отсутствие так называемых детских болезней. За прошедшие годы все системы воздушного судна были оптимизированы, скорректированы и доведены до совершенства. Самолет работает как часы, никаких конструктивных проблем у этих лайнеров не наблюдается.

Несколько лет назад Ту-154 сняли с производства. Но это никак не связано с тем, что эти самолеты якобы являются опасными. Просто они перестали отвечать современным требованиям по экологичности, экономичности и шуму. Однако военное ведомство предпочитает использовать привычную технику из-за ее надежности и неприхотливости.

Техническому состоянию Ту-154 Воздушно-космических сил (ВКС) России уделяют большое внимание. Лайнеры выполняют длительные международные перелеты, поэтому они всегда должны быть в лучшем виде. По словам специалистов, все регламентные работы на таких бортах выполняются строго в назначенное время. В противном случае самолет просто не будет допущен в воздушное пространство других стран.

Самолеты модификации Ту-154Б-2 прошли дополнительную модернизацию. На них были установлены специальные системы спутниковой связи, а также приборы, предупреждающие о возможном столкновении.

Упавший в районе Сочи Ту-154Б-2 отвечал всем техническим требованиям. Это воздушное судно передали военным сразу с завода, в декабре 1983 года. С 1996 г. машина практически не использовалась, находясь на хранении на подмосковном аэродроме Чкаловский. В 2009 г. борт капитально отремонтировали и вернули к активной эксплуатации. С тех пор самолет в среднем проводил в воздухе не менее 23 часов в месяц. За все время эксплуатации он провел в воздухе 6689 часов.

В 2014 г. лайнер прошел модернизацию на авиазаводе в Самаре. По словам авиационного эксперта Романа Гусарова, "капитальный ремонт - это когда самолет полностью разбирается, остается голый металл и крылья, потом весь он прозванивается ультразвуком на поиск микротрещин; все приборы проверяются, что нужно - ремонтируется или заменяется. Потом заново самолет собирают; после капитального ремонта он выходит практически как с завода".

С квалификацией экипажа также не было никаких проблем. Погибший самолет принадлежал транспортной эскадрилье, базирующейся на аэродроме Чкаловский, - 800-й авиационной базе (АвБ) особого назначения второго разряда. К комплектованию летно-подъемного состава авиабазы командование Воздушно-космических сил всегда подходило очень ответственно. Командиром воздушного судна здесь может стать только летчик с налетом в несколько тысяч часов и к тому же окончивший Военно-воздушную академию имени Гагарина.

По данным Минобороны, командир разбившегося под Сочи воздушного судна летчик первого класса майор Роман Волков имел общий налет (на всех типах самолетов) 3 тыс. часов. Штурман экипажа подполковник Александр Петухов также обладал колоссальным опытом и ранее был награжден орденом Мужества за посадку аварийного самолета.

Роман Волков и его экипаж были одними из самых опытных на Чкаловском. Именно они выводили к цели фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34, истребители Су-30См и Су-25 при перелетах на авиабазу Хмеймим. В таких полетах от экипажа самолетов-лидеров требуется особая точность.

Самолет Ту-154 Минобороны РФ разбился утром 25 декабря над Черным морем. На его борту находились 92 человека, в том числе артисты ансамбля имени Александрова, тележурналисты и глава благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. По предварительным данным, все они погибли.

Глава комиссии по расследованию катастрофы, министр транспорта РФ Максим Соколов отказался назвать приоритетную версию случившегося, отметив, что "отрабатывается весь спектр возможных причин". Специалисты называли в числе самых вероятных версий ошибку пилотирования и неисправность воздушного судна. В Минобороны РФ заявили, что разбившийся самолет был технически исправен.

Читайте также

Выбор читателей