Тучи над Россией рассеиваются

Власти признают, что минувший год был сложным для страны, но трудности постепенно преодолеваются. И это не прогнозы астрологов, а сухие цифры статистов и экономистов

Подошел к концу високосный 2016 г., весьма трудный для России. После экономического спада, который ударил по стране в конце 2014-го - начале 2015 г., восстановиться полностью не удалось. Впрочем, говорить, что небо по-прежнему плотно затянуто тучами, тоже перебор. Тучи, бесспорно, начинают рассеиваться.

Фото:  Uwe Zucchi/ Global Look

Если в прошлом году ВВП снизился на 3,7%, то в этом ожидается хоть и тоже минус, но около 0,6%. Золотовалютные резервы Центробанка выросли на 400 млрд долларов. Существенно замедлились и более понятные гражданам темпы инфляции. По всем предпосылкам инфляция за 2016 год составит менее 6% (по прогнозам Минэкономразвития РФ, вообще около 5,6%, точнее подсчитают в начале следующего года). Это, между прочим, самый низкий показатель за всю историю новой России, до этого рекордным считался 2011-й с уровнем в 6,1%.

Погасить столь быстро разворачивавшуюся махину инфляции (в 2015 она достигла 13%) помогли, в частности, западные санкции. Точнее, российский ответ на них. Объявленный курс на импортозамещение (хоть и признанный всеми правильным, но от этого не менее пугающий) начал приносить плоды, и страна наконец-то поверила, что слезть с нефтяной иглы – возможно. К примеру, помидоры: за минувший год их производство в России выросло на 35%, в первую очередь это коснулось тепличных сортов. Таким образом россияне недостатка свежих овощей зимой не почувствовали, а денежки, между тем, остались большей частью в стране, а не отправились за рубеж.

То же касается яблок, сыра, вина. Как только встала необходимость нарастить собственное производство, нашлись и силы, и умельцы. Конечно, во многом их активной работе способствовало отсутствие конкуренции со стороны зарубежных поставщиков. Поэтому российские фермеры открыто призывают президента РФ Владимира Путина как можно дольше не отменять введенные антисанкции: лет эдак пять, чтобы успеть крепко встать на ноги.

Президент их услышал. Сроков таких, конечно, не обещал, и даже в Послании Федеральному собранию особо подчеркнул, что санкционные ограничения не могут длиться вечно, но дал понять, что пока есть возможность, благоприятная для российского сельского хозяйства ситуация будет поддерживаться.

Впрочем, аграрии в этом году достойны подарков. Урожай зерна бьет предыдущие рекорды – более 119 млн тонн. И это означает не только обеспечение собственной продовольственной безопасности, но и новые позиции на мировом экспортном рынке, поддержка отрасли сельхозмашиностроения, увеличение числа рабочих мест и зарплат.

А вот производители продовольствия за рубежом из числа традиционных поставщиков продуктов в Россию, напротив, терпят трудности. "Санкционная политика Запада провалилась, не дав ничего, кроме разорения европейских фермеров", - признал на днях кандидат в президенты Франции, бывший премьер Франсуа Фийон. И такие голоса звучат в Европе все громче. В России эти возгласы слышат, кивают, но на призывы отказаться от экономических ограничений повторяют: "Только после вас". Дескать, не мы это начали, и мы готовы от санкций отказаться, но пока история продолжается, мы находим в ней свои выгоды, а вы – кусаете локти, льете молоко на улицы и забиваете скот, который не на что содержать из-за отсутствия рынка сбыта.

Жесткого следования курсу, в правоте которого есть уверенность, Москва придерживается и в прочих вещах. Взять, в частности, сирийское урегулирование. Выражал Вашингтон желание участвовать в процессе – пожалуйста, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров практически ежедневно общался на эту тему с госсекретарем США Джоном Керри. Вильнули США хвостом, отозвали прежние предложения - Москва повела дело самостоятельно, параллельно обсуждая идеи с Дамаском, Анкарой, Тегераном, Багдадом. И вот Алеппо взят правительственными войсками, десятки тысяч боевиков сложили оружие, стратегия перемирия разработана. Но борьба с терроризмом продолжается. И в связи с этим осенью текущего года Россия и Сирия подписали соглашение о безвозмездном и бессрочном размещении сил ВКС РФ на авиабазе в Латакии.  

Эти моменты даже западные критики невольно ставят в заслугу Москве.  То есть, конечно, пытаются представить дело, как стремление России получить собственную выгоду, но получается, что выгода эта и для всего мира представляет интерес. Это не побоялся, кстати, публично признать избранный президент США Дональд Трамп, который указал уходящей администрации Обамы на ошибку: по его мнению, не изолировать Россию, а совместно бороться с терроризмом нужно было – от этого США только выиграли бы и в имиджевом, и финансовом, и геополитическом плане.

Что касается традиционных критиков российской власти внутри страны, то им на этом фоне и вовсе негде развернуться. Успехи на внешнеполитическом поприще очевидны и бесспорны. На внутриполитическом – аналогично. Кстати, в этом году у оппозиции были все шансы себя проявить: на выборах в Госдуму вернули возможность баллотироваться одномандатникам. Однако поддержки в обществе идеи оппозиционеров не встретили, их представительство в нижней палате парламента седьмого созыва даже меньше, чем было ранее. И только благодаря доброй воле получившей конституционное большинство "Единой России" внепарламентские партии получили возможность донести взгляды своих сторонников до власти: новый спикер Вячеслав Володин провел консультации с их лидерами перед рассмотрением в Думе главного финансового документа страны, бюджета на 2017 год и плановой период 2018-2019 г.г.

Кстати, состоявшуюся избирательную кампанию в России, без сомнения, можно поставить в ряд главных позитивных событий года. Прозрачная и открытая, она продемонстрировала зрелость политической демократии в стране. И тем разительнее оказался контраст с США, где прошедшие в ноябре выборы президента до сих пор вызывают споры и акции протеста.   

Выбор читателей