Над "Газпромом" в Турции довлеет тень Су-24

Политика мешает переговорам российского концерна с импортерами из Анкары о ценах на голубое топливо. Условия поставок на этот год будут определяться в Стокгольмском арбитраже

Неожиданное обострение, а затем потепление российско-турецких контактов сильно повлияло на отношения "Газпрома" с его турецкими партнерами. В них появилась политическая подоплека, а это сильно затрудняет переговоры о ценах на 2017 год. Из-за этого российская газовая монополия готовит документы в Стокгольмский арбитраж.

Фото: Виталий Невар/ ТАСС

Уже в ближайшее время "Газпром" может подать в арбитраж Стокгольма иски к частным турецким компаниям-импортерам, с которыми не смог договориться по ценам на нынешний год. Как сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на экспертов, предельная политизация взаимодействия Москвы и Анкары вынуждает "Газпром" защищать свои коммерческие интересы в арбитраже.

Эту информацию подтвердили газете источники в обеих странах. По их данным, компания "Газпром экспорт" уже подготовила документы, которые поступят скорее всего в арбитраж Стокгольма.

В этом арбитраже уже идет разбирательство с турецкой государственной компанией Botas, которая закупает у "Газпрома" порядка 17 млрд куб. м в год. Она требует ретроактивного снижения цены, а это значит, что российскому концерну придется вернуть Botas часть уже уплаченного. Рассмотрение дела может состояться уже в мае.

Теперь же речь идет о том, что цену, на которой настаивают частные турецкие импортеры, "Газпром" считает заниженной. Akfel Gas, Enerco Enerji, Avrasya gaz, Bosphorus gaz, Shell, Bati Hatti и Kibar Enerji покупают у "Газпрома" около 10 млрд куб.м. газа в год, который поступает им по Трансбалканскому газопроводу. По действующему соглашению "Газпрома" с этими компаниями, в 2017 г. возможен пересмотр цен, но если компании не приходят к компромиссу, сохраняются ранее согласованные условия поставок.

Как правило, цена на российский газ для этих компаний ниже, чем для Botas, так как она может поставлять газ на субсидируемый внутренний рынок Турции, работая с нулевой прибылью или даже в убыток.

Один из собеседников газеты сообщил, что "Газпрома" предлагал частным импортерам установить на 2017 г. временную цену, которая будет действовать до окончания разбирательства с Botas. Но оно было отклонено.

Согласиться же на предложение "частников" российская компания не может, так как это подорвет ее позиции в споре с Botas. Ранее в такой ситуации "Газпром" просто снижал поставляемые объемы, но теперь российско-турецкие отношения в газовой сфере имеют и политический подтекст, и это сковывает руки российской монополии.

Серьезное влияние на позицию "Газпрома" оказала национализация компании Akfel, на которую приходилось 20% поставок российского газа. Кроме того, "Газпром" имел в ней миноритарный пакет, а также опцион на покупку 50% в Akfel Gas, которая так и не была одобрена правительством Турции.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер поднимал вопрос об этих активах во время приезда в Москву премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма, но внятных объяснений не получил. "У нас просто забрали самого эффективного и прибыльного продавца российского газа в Турции", – сказал собеседник "Ведомостей", близкий к российской компании.

В начале января, когда Стамбул стал жертвой сильнейшего снегопада, "Газпром" дал отрицательный ответ на просьбу увеличить поставки газа сверх договорных объемов. Но в кругах, близких к российской компании, отрицают какую бы то ни было подоплеку, кроме коммерческой.

"КоммерсантЪ" приводит слова одного из собеседников, который считает, что для того, чтобы оказать давление на турок, нужно "добро" руководства страны, а его либо нет, либо оно даже не запрашивалось.

Мария Белова из Vygon Consulting полагает, что обращаясь в Стокгольм, "Газпром" старается корректно защитить свои коммерческие интересы. И если в результате истории с Akfel компания в итоге утратит часть позиций на внутреннем рынке Турции, то повышение цен выглядит логично.

Выбор читателей