Грефа вызвали на ковер в Нью-Йорк

Сбербанк и его руководителя обвиняют в захвате крупного добывающеего предприятия и требуют компенсацию - 750 миллионов долларов. По мнению экспертов, кредитному учреждению не удастся избежать репутационных потерь

Возместить $500 млн за потерю контроля над добывающим предприятием, а также выплатить $250 млн морального ущерба - такой иск подала зарегистрированная в штате Делавэр компания PPF Management в суд Южного округа Нью-Йорка к Сбербанку и его президенту Герману Грефу, а также некоторым юридическим и физическим лицам из России. По мнению экспертов, даже в если им удастся выиграть иск, репутационных потерь кредитному учреждению избежать не удастся.

Фото: Антон Новодережкин/ ТАСС 

Речь идет о контроле над "Павловскгранитом", крупным предприятием по добыче щебня, которое до 2009 г., в основном, принадлежало Сергею Пойманову. Предприятие кредитовалось в Сбербанке, но в какой-то момент не смогло обслуживать долги. В результате Пойманов лишился предприятия. Неоднократно он пытался оспорить это в российских судах, но безуспешно. В итоге он переуступил права требования PPF Management, компании, которая и вчинила иск.

При этом в пресс-службе Сбербанка заявили, что Пойманов не оставляет попыток уйти от ответственности, в том числе и уголовной, пишет ТАСС.

В суд Нью-Йорка вызваны, помимо Сбербанка и Грефа, компания "Сбербанк капитал" и его гендиректор Ашот Хачатурянц, "НЭО Центр" и его вице-президент Олег Греф, совладелец Национальной нерудной компании (ННК) Юрий Жуков, а также еще несколько юридических и физических лиц. До 28 марта суд принимает отзывы ответчиков на иск, а первое слушание будет 20 апреля, говорится в материалах дела, пишут "Ведомости".

По утверждению истца, ответчики вступили в преступный сговор с целью рейдерского захвата "Павловскгранита". Версии событий в изложении сторон спора отличаются в деталях, но в целом история выглядит так. В 2008 г. Пойманов, владевший контрольным пакетом предприятия, взял в Сбрбанке кредит на 5,1 млрд рублей для того,чтобы выкупить долю своего партнера Сергея Мамедова, равную 48%. Оценка, заказанная Сбербанком, показала, что "Павловскгранит" стоит 13,4 млрд рублей. Помимо кредитного договора, Пойманов подписал и личное поручительство.

Однако уже в июле 2009 г. он не смог обслуживать долг. Сбербанк предложил рефинансировать долг при условии продажи 51% предприятия "Сбербанк капиталу" за 1 млн рублей. При этом Пойманов получал опцион на выкуп этого пакета за 350 млн рублей.

Условия, однако не устроили должника, и в марте 2010 гэ Сбербанк потребовал погашения оставшейся суммы долга - 4,5 млрд рублей.

В этот момент в истории появляется новое действующее лицо, совладелец Национальной нерудной компании (ННК) Юрий Жуков. Он предложил Пойманову объединить активы с ННК и пообещал урегулировать претензии Сбербанка и "рефинансировать задолженность на благоприятных условиях". Пойманов и от этой сделки отказалсяю

В это время Сбербанк передал права требования задолженности в "Сбербанк капитал", который доли в "Павловскграните" с молотка. В иске утверждается, что покупатели были аффилированы с ННК Жукова и получили льготный кредит в Сбербанке на покупку активов. Поэтому PPF утверждает, что это была спланированная рейдерская атака.

В августе 2016 года СКР передал в прокуратуру уголовное дело в отношении Пойманова, ему вменялось злоупотребление полномочиями при организации перепродаж бетонного завода в Воронеже с ущербом в размере 10 млн руб. Параллельно арбитраж Московской области признал Пойманова банкротом и ввел в отношении его процедуру реализации имущества. Персональный долг бизнесмена перед кредиторами оценивается более чем в 3 млрд руб., писал в августе 2016 г. "Коммерсантъ". Истец утверждает, что это была кампания запугивания в отношении Пойманова.

В Сбербанке утверждают, что поступают в соответствии с действующим законодательством и по стандартной процедуре. Сначала задолженность была признана проблемной и передана в "Сбербанк капитал". Тот добился взыскания акций через суды и продал их. Так поступают с проблемными активами, а конкретно эта сделка была совершена с небольшим дисконтом в конце 2011 года. С тех пор ни банк, ни его дочерние структуры отношения к дальнейшим судебным тяжбам вокруг "Павловскгранита" не имели.

Партнеры BMS Law Firm Денис Фролов и КИАП Антон Самохвалов скептически оценивают перспективы иска и отмечают, что все описанные в иске факты придется подкреплять свидетельскими показаниями, а этом очень сложно.

Однако партнер Westside Advisors Сергей Водолагин полагает, что у PPF есть шансы на успех в американском суде, и в этом случае избежать взыскания $750 млн будет очень сложно.

Выбор читателей