Бурятская глубинка живет без света, тепла и дорог

Бурятия оказалась совершенно неподготовленной к наступлению зимы. Проблемы с подачей тепла начались на севере республики еще в самом начале сезона. Например, в Таксимо без отопления оказались сразу 300 домов и более пяти социально значимых объектов, а Северомуйск и вовсе замерзает второй год подряд

Бурятия оказалась совершенно неподготовленной к наступлению зимы. Проблемы с подачей тепла начались на севере республики еще в самом начале сезона. Например, в Таксимо без отопления оказались сразу 300 домов и более пяти социально значимых объектов, а Северомуйск и вовсе замерзает второй год подряд.

Северомуйск. Фото: сайт МЧС России

Несмотря на то, что запас топлива в ряде населенных пунктов был гораздо ниже нормы, еще в ноябре правительство региона и, в частности, министр строительства и модернизации ЖКХ Бурятии Николай Рузавин бодро рапортовали о том, что отопительный сезон проходит в штатном режиме. 

В итоге с первыми заморозками участилось число аварий и порывов теплотрасс. Ветхие коммуникации, давно отслужившие свой срок, провоцируют множество проблем, однако власти кардинально разрешить ситуацию пока не намерены. В начале октября в поселке Таксимо Муйского района Бурятии была остановлена работа двух котельных. Без тепла остались более 2 тысяч человек в 300 домах (всего в поселке проживают около 8 тыс. человек) и пять социальных объектов. Районная администрация объявила режим ЧС. Котельные подключили к энергоснабжению через сутки. Эти и другие проблемы заставили начальника Сибирского центра МЧС Сергея Диденко заявить о провале в системе отопления в Бурятии.

А жители села Таежного вообще застряли в позапрошлом веке – вот уже 20 лет они живут без электричества. Для освещения домов жители используют свечи и керосиновые лампы. На строительство новой линии электропередачи в поселке у региона нет средств, а проект по обеспечению электричеством населенного пункта за счет солнечных батарей пока только в разработке.  

Что касается проблем утилизации мусора в регионе, то он стоит особенно остро. Вот уже несколько лет власти обсуждают пути выхода из данной ситуации, но свалок становится только больше.

Еще одной бедой Бурятии являются дороги, а точнее, их отсутствие во многих населенных пунктах, особенно в глубинке. Так, в селе Петропавловка Джидинского района местный предприниматель пытался одновременно решить две проблемы – мусора и дорог. Из полимерных отходов, которые ему везли со всего села, он делал плитку. "Моя плитка стоит столько же, сколько и бетонная, — описывает Артем экономику проекта. — Только моя служить будет в десять раз дольше. Это очень прочный материал. Я надеялся, что хотя бы 1 тыс. квадратов купит наш районный центр". Но местные власти просто проигнорировали инициативу бизнесмена. Оно и понятно, ведь потребность перекладывать асфальт раз в несколько лет, обеспечивает выделение денег из бюджета, а дешевые и долговечные дороги отдельным чиновникам, видимо, не нужны. 

Но что говорить о малых населенных пунктах Бурятии, когда бедствие терпят крупные города региона? Депутаты горсовета Улан-Удэ недавно рассматривали бюджет города на ближайшие несколько лет. Как оказалось, долги столицы перед банками догнали собственные доходы города. В результате Улан-Удэ уже не хватает средств на финансирование жизненно важных сфер, в том числе и ЖКХ.

Выбор читателей