Банк откроется отпечатком пальца

Идут дебаты о внедрении биометрической системы идентификации, которая позволит клиентам вообще не заходить в офисы кредитных организаций. Все операции можно будет проводить дистанционно

За последние годы услуги банков изменились неузнаваемо. Чтобы оплатить счет или перевести деньги, достаточно сотового телефона. Для более серьезных операций нужен компьютер. А сегодня в российской банковской системе идут дебаты о внедрении биометрической системы идентификации, которая позволит клиентам вообще не заходить в офисы кредитных организаций.

Фото: Jaap Arriens/ Global Look

Технические возможности для создания и внедрения такой системы уже существуют, остается лишь несколько препятствий. Одно из них - принятый в 2001 г. закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Поэтому для открытия счета и первичной идентификации клиенту просто необходимо прийти в банк. Другое - склонность клиентов опасаться слишком резких изменений, когда дело идет о деньгах. 

Но имеющиеся технологии уже сегодня могут позволить банкам открывать счета и проводить первичную идентификацию дистанционно, например, с помощью Skype. Желающий открыть счет связывается с банком по видеоканалу, сотрудник банка фиксирует его биометрические параметры, данные паспорта и создает биометрическую карту клиента, которая хранится в банке в зашифрованном виде. При подтверждении личности и подлинности документов клиента банк сможет открыть ему счет, подключить интернет-банк, перечислить средства. Необходимости приходить в отделение больше не будет.

Как сообщила газета "Известия", новый механизм находится в стадии межведомственного согласования, проект курирует ЦБ.

По мнению председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, инновационность разработки заключается в отказе от необходимости приходить в банк даже один раз. Сейчас биометрия уже применяется банками, но пока только при повторной проверке действующих клиентов, напомнил он.

В целом в банковской системе отношение к инновациям позитивное. В частности, руководитель направления перспективных проектов "Альфа-Банка" Михаил Эссаулов считает, что в цифровую эпоху банки должны предоставить все возможности для выбора клиентом места совершения операций: и в отделении, и онлайн.

А управляющий директор "Бинбанка" Алия Юсупова утверждает, что при наличии эталонной государственной биометрической базы первичная идентификация без посещения офиса будет работать. В частности, она позволит клиентам из любых регионов выбрать именно тот банк, который сможет обеспечить им нужный уровень сервиса. А для самих кредитных организаций это станет неплохим стимулом к улучшению качества продуктов и процессов, полагает она.

Однако есть и скептики. В частности, первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал опасается, что отказ от необходимости личной явки в отделение банка сыграет на руку мошенникам. По его мнению, онлайн-технологии пока создают слишком много рисков для безопасности граждан.

Выбор читателей