Российские регионы не могут поделить территорию

В России документально закреплено лишь 7% границ между субъектами Федерации. Отсутствие четких контуров регионов приводит к земельным спорам и парализует экономическое развитие приграничных территорий

Большинство российских регионов не имеет четко установленных границ. По состоянию на начало года в Росреестре были должным образом зафиксированы менее 7% внутрироссийских границ. Это тормозит региональную экономику и множит бюрократические проблемы.

Фото: Wikimedia

"На 1 января 2017 года в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о 26 из 380 границ между субъектами Российской Федерации (6,8% от их общего количества)", - говорится в сообщении Росреестра.

В ведомстве напомнили, что обязанность по установлению границ между субъектами Федерации возложена на региональные администрации. Органы власти соседних регионов должны согласовать между собой прохождение общей границы, подготовить необходимый пакет документов и передать его в Росреестр. Однако чиновники на местах чаще всего пренебрегают своими обязанностями и межеванием земель не занимаются.

Полностью очерчен и задокументирован контур всего у четырех российских регионов: Бурятии (проведено 3 границы), Якутии (7 границ), Ямало-Ненецкого автономного округа и Амурской области (по 4 границы). Частично внесены в Реестр границы Хабаровского края, Владимирской, Иркутской, Новгородской и Московской областей, а также Москвы.

В большинстве субъектов границы проложены лишь приблизительно. В результате ни местные власти, ни жители не знают, кому принадлежит тот или иной участок. По данным Росреестра, в Центральном федеральном округе внесено 3 из 94 границ, Северо-Западном - 1 из 42 границ, Сибирском - 5 из 55 границ, Уральском - 4 из 29 границ. В ЕГРН полностью отсутствует информация о границах между субъектами в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах.

Ранее также сообщалось, что в России имеются проблемы с разграничением муниципальных территорий. В ЕГРН содержатся сведения лишь о 39% границ муниципальных образований и 14% границ населенных пунктов.

Чаще всего отсутствие зафиксированных границ между регионами объясняется бюрократической волокитой или нежеланием чиновников заниматься этим "скучным" вопросом. Однако в ряде случаев субъекты Федерации ведут настоящие территориальные споры. Так, власти республики Крым и города федерального значения Севастополь не могут согласовать общую границу, претендуя на 300 гектаров спорных лесных угодий. Проблема объясняется несовпадением кадастровых карт России и Украины. Должностные лица двух регионов в течение двух лет пытаются найти компромисс, но пока что согласовать позиции не могут.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии отмечает, что "наличие региональных границ способствует пополнению налоговой базы, вовлечению в оборот земельных участков, а также предотвращает возникновение имущественных споров у правообладателей". Иными словами, без четко очерченных границ нормальное экономическое развитие территорий невозможно, поскольку оно влечет за собой иные проблемы.

О том же говорят и эксперты. "У большинства муниципальных образований и населенных пунктов нет установленных границ, отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки; нет градостроительных регламентов, которые содержат виды разрешенного использования земельных участков, или нет актуальных редакций этих документов на сайтах муниципальных образований. Адреса объектов недвижимости несвоевременно вносятся в Федеральную информационную адресную систему. Все это, естественно, сказывается на работе бизнеса", - говорил в недавнем интервью генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Читайте также

Выбор читателей