Кризис делает россиян чрезмерно экономными

Еще недавно поражавшие европейцев своей расточительностью соотечественники становятся скромнее. Из-за падения доходов они покупают меньше еды и одежды

Жизнь на широкую ногу в России выходит из моды. Жители страны становятся прижимистыми и экономят на всем: на такси, деликатесах и электронике, чаще покупают крохотные квартиры-студии. Снижаются даже покупки бюджетных иномарок. Причина изменения потребительских настроений очевидна - доходы падают, а выход страны из кризиса не очевиден.

Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

Растущая скаредность населения ярче всего проявляется в продовольственных магазинах. Как свидетельствуют данные исследовательского холдинга "Ромир", средний чек покупки в Москве в декабре 2016 г. составил 775 рублей. При этом к большим тратам жителей страны не подтолкнула даже перспектива встречи Нового года. По сравнению с ноябрем стоимость чека выросла только на 4,3%, сообщает "Газета.ру". Декабрьская величина чека за последние пять лет стала самой низкой в Москве и России.

Средний чек по России составил 591 рубль. По сравнению с декабрем 2015 г. он снизился на 8,1%. При этом цены на потребительские товары за 2016-й выросли, по данным Росстата, на 5,4%. Это говорит о том, что россияне сократили расходы на еду, несмотря на подорожание продуктов питания.

В исследовании "Ромира" учитывались покупки 35 тысяч россиян из 13 тыс. домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек.

Поездки на такси стали короче и дешевле. Средняя стоимость поездки составила 500 рублей. Но не всегда это было результатом экономии. Появились мобильные приложения, которые повысили конкуренцию среди таксистов и способствуют росту числа заказов.

Падение доходов подтолкнуло курящих к потреблению нелегально произведенной табачной продукции. По данным Nielsen и TNS Russia, доля контрабандной и контрафактной табачной продукции в России достигла самого высокого уровня за последние десять лет. На нелегальные сигареты приходится от 2% до 4% российского рынка, тогда как год назад этот показатель был на уровне 1%.

Но в отдельных регионах распространение нелегальных сигарет многократно превышает средние показатели. Например, в Омске доля контрабандных и контрафактных сигарет превысила 10%, в Смоленске - 12%, в Великих Луках - 17%.

Основной причиной того, что россияне поменяли привычную модель потребления, стали кризисные явления в экономике. Так, 15% респондентов выразили беспокойство по поводу сохранения рабочих мест. По поводу перспектив национальной экономики волновались 12% потребителей, 11% переживали из-за растущих цен на продовольствие.

Резко возросла популярность разного рода промоакций, распродаж и скидок. Как отмечают в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), особенно преуспевают в поисках скидок и разного рода однодневных распродаж москвичи и петербуржцы. Во время распродаж увеличение оборота, к примеру, магазинов бытовой техники и электроники составляет более 50%.

Все более популярным каналом становятся магазины единой цены, такие как Fix Price, "Заодно", "Охапка", "Твоя цена" и другие. По данным опросов, 80% россиян когда-либо совершали покупки в таком формате магазинов, 67% российских потребителей посещали их за последние три месяца, 40% из них делают это раз в месяц и чаще.

В компании "Nielsen Россия" отметили, что в 2016 г. модель потребления окончательно трансформировалась в модель сбережения. "Экономия стала частью образа жизни, и даже некоторое улучшение экономической ситуации к концу 2016 года не стимулирует активность в отношении трат", - говорит Марина Ерскова, руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций "Nielsen Россия".

На этом фоне нарастает доля россиян, которые полагают, что сейчас не лучшее время тратить деньги. В 2009 г. только 65% опрошенных считали, что сейчас лучше особо не тратиться, в прошлом году таковых стало 84%. И только 15% настаивают, что нынешнее время прекрасно подходит для покупок.

В результате 75% потребителей сказали, что сократили свои расходы по сравнению с годом ранее. Их доля выросла на 2 процентных пункта. Среди статей экономии лидирующие позиции у покупки новой одежды (61%), развлечения вне дома (59%). А 53% опрошенных стали покупать более дешевые продукты питания, 49% стали меньше тратить на обновление бытовой техники.

Спрос на автомобильном рынке упал и сместился в сторону более дешевых моделей. В январе 2017 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объем этого рынка сократился на 5%, снизились продажи легковых и легких коммерческих автомобилей.

Стали скромнее и покупки недвижимости. Риелторы отмечают значительное уменьшение интереса к многокомнатным квартирам. Снижение платежеспособного спроса проявилось в том, что на рынке начали распространяться квартиры евроформата, главным образом студии, которые характеризуются небольшой площадью за счет совмещения жилых помещений и кухни. Хит сезона - квартира-студия в 16 "квадратов".

Эксперты единодушны: россияне стали рациональнее и учатся жить по средствам. В этом они все больше напоминают европейцев. Однако формула "жить скромно, но успешно пока не проявилась в России, в общественном сознании", - говорит заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ в Санкт-Петербурге Эдуард Понарин. "Должно смениться как минимум одно поколение, пройти 20-25 лет, чтобы адекватная потребительская модель стала нормой жизни", - говорит он.

Выбор читателей