Миграционный кризис завел Евросоюз в тупик

Эпохе европейского гостеприимства наступил конец. Принятая главами стран - членов ЕС Мальтийская декларация призвана перекрыть поток беженцев через средиземноморские государства, но вряд ли сработает

Евросоюз в отчаянии. Принятая лидерами стран - членов объединения Мальтийская декларация призвана перекрыть поток нелегалов через средиземноморские государства, но вряд ли она будет эффективна. Об этом заявил глава представительства бюро Международной организации по миграции в Москве Златко Жигич.

Фото: Ivan Romano /ТАСС 

Заявления ряда экспертов, что миграционный кризис в Европе пошел на спад, не соответствует действительности. По утверждению Златко Жигича, проблема стоит по-прежнему остро. Да, с одной стороны, число нелегальных мигрантов, прибывающих из Турции, сократилось, был перекрыт балканский маршрут. Но на центрально-средиземноморском направлении ситуация очень напряженная. Только в Италию из Ливии в 2016 г. прибыла 181 тысяча выходцев из Нигерии, Эритреи, Гвинеи и других африканских государств, а погибли более 4,5 тысяч человек. Это на 20% выше, чем в 2015 г., сообщил Жигич в интервью RT. Причем 24 тысячи из приехавших - несовершеннолетние без сопровождения.

Приняв в конце прошлой неделе Мальтийскую декларацию, лидеры ЕС попытались решить проблему. Они хотят заключить с Ливией такой же договор, как с Турцией. То есть страна должна сдерживать поток беженцев и принимать на своей территории тех, кому удалось добраться до Европы, а Брюссель будет ей за это платить. Но в Ливии идет гражданская война, страна погружена в хаос, и в настоящий момент там нет единого правительства. Так что пока страны ЕС договорились об усилении береговой охраны Ливии и о начале "гуманитарной репатриации" мигрантов на африканский берег, комментирует Жигич. Причем правительство Сараджа обещает укреплять и сухопутную границу Ливии по пустыне Сахара. Как оно это сделает без достижения мира в стране - непонятно.

В любом случае возвращение в Ливию мигрантов негуманно. Десятки тысяч беженцев окажутся в центрах содержания в нечеловеческих условиях, даже хуже тех, от которых они сбежали. Евросоюз хочет отправлять людей даже не в их родные страны, а в государство, где не соблюдаются законы, где им грозит рабство, сексуальное насилие и смерть. Применение Мальтийской декларации будет нарушать Конвенцию ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 года. Фактически декларация ставит крест на европейской политике гостеприимства, подчеркивает Жигич.

Кроме того, Мальтийское соглашение не решает проблемы огромного числа мигрантов, чьи заявки находятся в процессе рассмотрения. В частности, в Германии не смогли вовремя рассмотреть около миллиона заявлений на получение статуса беженца. Сейчас эти люди в ожидании решения вынуждены жить в плохих условиях. Как следствие - рост преступности. Сейчас в преддверии выборов в Германии и Франции Брюссель пытается менять курс по отношению к переселенцам: разрабатывается протокол срочной депортации нелегалов (хотя рычагов для этого практически нет), планируется создание депортационных центров, электронное наблюдение за мигрантами, которые подозреваются в терроризме.

Однако в ЕС до сих пор не отлажена система централизованного учета мигрантов, нет действующих механизмов, позволяющих выдворить нелегала из страны в срочном порядке. Сейчас в качестве экстренной меры Германия и многие другие страны ЕС выплачивают компенсации мигрантам за добровольное возвращение. Это неэффективно, более того - такой подход является одним из стимулов приезда мигрантов в ЕС, уверен эксперт.

По его мнению, положительное влияние на миграционную политику ЕС могут оказать США, в частности запрет Дональда Трампа на въезд в Соединенные Штаты жителям ряда мусульманских стран. Его цель - положить конец смешению мигрантов с террористами. Президент Трамп и его администрация не хотят, чтобы в Америке повторилась ситуация, сложившаяся сегодня в Европе.

Европейские лидеры также могли бы взять на вооружение очень многое у России: поучиться, например, продуманной и целостной политике по беженцам и мигрантам, эффективному регулированию миграционных потоков и пресечению нелегальной миграции, борьбе с терроризмом, а также терпимости и толерантности, межнациональному уважению и согласию между народами, считает эксперт. Он напоминает, что только с 1 апреля 2014 г. до конца 2015-го Россия предоставила убежище более чем 1,2 миллиона граждан Украины. Это сопоставимо с количеством мигрантов в ЕС в 2015 году. И Россия полностью справилась с данной проблемой. В современной истории это один из лучших примеров разрешения крупномасштабного иммиграционного кризиса, подчеркнул Жигич.

Выбор читателей