Гражданская авиация пошла на взлет

Воздушные перевозки вернулись к росту, представители отрасли смотрят в будущее с оптимизмом. Дополнительное ускорение могут придать безвизовый режим для транзитников и туристов, возвращение Египта и обнуление НДС на внутренние рейсы

В четверг, 9 февраля, Россия отмечала День гражданской авиации. Впервые за три года отрасль встретила свой профессиональный праздник на позитиве. В 2015-м он был омрачен началом экономического кризиса, а в 2016-м - недавним банкротством "Трансаэро" и потерей массовой туристической перевозки в Турцию и Египет. Эти события, помноженные на девальвацию рубля и продолжающееся снижение доходов населения, оказали крайне негативное влияние на развитие воздушного сообщения.

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Почти весь прошлый год общий пассажиропоток российских авиакомпаний неуклонно и быстро (двузначными цифрами) снижался из-за резкого сокращения клиентов на международных маршрутах. При этом внутренние перевозки росли, но недостаточно для того, чтобы компенсировать потери. Лишь в сентябре, когда в небо вновь поднялись чартеры в сторону турецких курортов, темпы падения ощутимо замедлились (до 3,9%), а в октябре начался рост - на 4%.

Представители отрасли прогнозируют, что и в этом году Турция останется одним из основных драйверов как для авиационного, так и для туристического бизнеса. Сама страна готовится принять около 3 миллионов российских туристов.

Восстановление спроса поддержали общий оптимистичный настрой относительно ближайших перспектив российской экономики и дальнейшее укрепление рубля. В результате новый год гражданская авиация встретила теми же двузначными цифрами, но только уже не падения, а увеличения. Причем более ощутимо прибавил сектор международных перевозок: в январе он вырос на 25% в годовом выражении. Внутренние перевозки показали рост на 22%. В целом же за первый месяц зимы российские авиакомпании перевезли 6,8 миллиона человек, что на 23,6% больше января 2016 года.

Эти показатели свидетельствуют о том, что отечественным перевозчикам удалось наконец преодолеть полосу кризиса, полагает глава Росавиации Александр Нерадько. Представители самих авиакомпаний и другие участники рынка тоже ожидают положительных эмоций от 2017 года.

Большие надежды возлагаются и на 2018-й, когда Россия будет встречать болельщиков очередного чемпионата мира по футболу. В частности, один только аэропорт "Домодедово" рассчитывает на увеличение пассажиропотока в июне 2018 г. до более 4 миллионов человек, тогда как обычная загрузка в этот период - менее 3 миллионов.

Дополнительный стимул для привлечения иностранных туристов может придать смягчение визового режима. Именно сложность в получении российской визы, по мнению некоторых экспертов, стала одной из основных причин достаточно незначительного увеличения въездного потока, хотя ожидалось, что ослабление национальной валюты приведет к ощутимому росту данного показателя.

Между тем въездной пассажиропоток в Россию может вырасти до 50%, если принять ряд мер для развития безвизового режима, сообщил директор по развитию продаж московского аэропорта "Домодедово" Андрей Капинос на форуме в рамках выставки NAIS 2017. По его расчетам, одна только возможность свободного пересечения границы на срок до 72 часов для транзитных пассажиров даст прибавку в 10%. Аналогичная мера уже действует в отношении пассажиров круизных лайнеров, заходящих в Санкт-Петербург, напомнил эксперт, и она показала свою эффективность.

Еще лучше увеличить срок безвизового пребывания до 14 и более дней для тех туристов, которые едут именно в Россию. Так, больше всего гостей сегодня прибывает из Китая, с которым действует соглашение о безвизовом режиме на 15 суток для организованных туристических групп. После введения безвизового режима между Россией и Израилем рынок на данном направлении вырос в три раза, аналогичное соглашение с Южной Кореей привело к увеличению пассажиропотока в пять раз.

Способствовать повышению интереса к воздушным путешествиям может также создание системы единых билетов, когда вместе с международной перевозкой человек приобретает скидки на внутренние рейсы, общественный транспорт, посещение музеев и других туристических объектов.

Развитию внутренних перевозок поможет обнуление НДС, уверены участники рынка. Его снижение в июле прошлого года с 18% до 10% позволило авиакомпаниям сэкономить 10,5 млрд рублей. Поддерживает эту идею и директор ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко. По его словам, последние два года вообще наглядно показали тесную взаимосвязь российской авиации и туризма: обе отрасли получили огромный минус из-за ухода с рынка Турции и Египта - и плюс, когда одно из направлений вернулось. И теперь все с нетерпением ожидают открытия второго.

Но внутренний туризм на сегодняшний день проигрывает с точки зрения авиаперевозок, которые с учетом размеров страны являются все-таки основной транспортной составляющей - ее доля в стоимости тура доходит до 80%. Комплексные турпакеты внутри страны туристический бизнес предлагает всего два года, по большей части в Крым и Краснодарский край. Почему бы не отменить НДС хотя бы для чартеров по данным направлениям, вопрошает эксперт. Поскольку такой перевозки сейчас все равно нет, бюджет ничего и не потеряет.

Глава Ростуризма Олег Сафонов, в свою очередь, попросил авиакомпании активнее использовать возможности чартерной перевозки внутри страны и совместно с туроператорами увеличить количество таких рейсов. "Емкость рынка внутреннего туризма достаточно обширна, и мы можем уже направлять свои потоки не только на Турцию, Египет и Европу, но и по России", - заверил Александр Осауленко.

Крайне заинтересован туризм и в развитии современной малой авиации. В стране очень большое количество интересных для туристов территорий, куда только самолетом или вертолетом можно долететь. Но сегодня такие туры большинству россиян не по карману.

В целом необходим системный подход к развитию туристической инфраструктуры в России, напомнил руководитель департамента по управлению сетью и парком "ЮТэйр - Пассажирские авиалинии" Евгений Смирнов. Для увеличения пассажиропотока по внутренним направлениям потребуются не только усилия со стороны авиационной отрасли, но и создание соответствующего продукта на местах. Ведь в данном случае главный вопрос состоит не в том, как и куда долететь, а зачем.  

Выбор читателей