Трампу не дают снять санкции с России

45-й президент США методично пытается исполнять свои предвыборные обещания, попутно ставя с ног на голову всю политическую систему Америки

45-й президент США Дональд Трамп методично пытается исполнять свои предвыборные обещания, попутно ставя с ног на голову всю политическую систему Америки. Помимо судебных разбирательств вокруг "иммигрантского указа" минувшая неделя ознаменовалась продолжением конфликта Белого дома с Сенатом вокруг российской темы, в первую очередь - относительно возможности снятия санкций с РФ.

Фото: Jim LoScalzo/ dpa/ Global Look

В минувшую среду шестеро сенаторов выступили с законопроектом, предполагающим ужесточение процедуры снятия экономических санкций, введенных указами предыдущего президента Барака Обамы. Законопроект, по информации телеканала CNN, называется The Russia Review Act ("Акт о пересмотре в отношении России").

Его авторами являются трое демократов - Бен Кардин, Клэр Маккэскилл и Шеррод Браун и трое республиканцев - Линдси Грэм, Джон Маккейн и Марко Рубио.

Согласно законопроекту, в случае, если Трамп примет решение о снятии с России санкций, ему предстоит детально объяснить причину своего решения конгрессменам. Кроме того, новые правила позволят парламентариям в течение 120 дней проголосовать против решения главы государства, что будет означать восстановление отмененных санкций.

Разговоры о том, что у Трампа имеется собственный взгляд на взаимоотношения США и России, ведутся еще со времен его избирательной компании, в связи с чем достаточно часто звучат предположения о скорой отмене санкций. Однако сам Трамп никогда напрямую об этом не говорил.

Теоретически он мог бы без труда снять санкции, поскольку большинство из них вводилось указами Обамы, которые могут быть отменены без привлечения Конгресса. Лишь в том случае, если бы они были оформлены в виде законов, процесс снятия мог бы затянуться на десятилетия, как это было с пресловутой поправкой Джексона - Вэника.

При этом для Трампа возможность снятия санкций является весомым инструментом в процессе достижения договоренностей с Москвой по целому ряду вопросов, связанных с решением собственных задач. И, по всей видимости, президент США не исключает их отмены "по чайной ложке" в обмен на те или иные уступки, в первую очередь по Ближнему Востоку. Ни о каком единовременном снятии санкций речи, судя по всему, не идет.

Впрочем, это не меняет общей ситуации: Конгресс в настоящее время не в силах помешать президенту. И даже обсуждаемый сенаторами законопроект не обязательно в этом поможет из-за особенностей процедуры принятия законов в США.

Законопроект может пройти утверждение в Палате представителей и Сенате, но для того, чтобы стать законом, требуется подпись президента. Вряд ли Трамп подпишет закон, противоречащий его собственным планам.

Президентское вето может быть преодолено, если конгрессменам удастся повторно выступить за законопроект более чем двумя третями голосов. В этом случае, если президент снова откажется его подписать, закон автоматически вступает в силу через десять рабочих дней Конгресса.

Однако и это еще не конец истории: если президент не подписывает закон, а Конгресс прерывает свои заседания по данному вопросу до истечения десятидневного срока, законопроект считается проваленным. Подобный ход называется "карманным вето".

Таким образом, утверждать, что возможности Трампа снять санкции с России будут заблокированы помимо его желания, явно преждевременно. Но это вовсе не означает, что американский президент будет спешить с их отменой.

Выбор читателей