Москва поставила Тегерану на вид

Внезапная отмена визита вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в Иран может быть направлена на переформатирование российско-иранских отношений. В новых геополитических условиях дружба с Москвой станет более ценным ресурсом

Во вторник, 14 февраля, российские СМИ сообщили об отмене визита вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в Иран. В ходе запланированного визита российский вице-премьер должен был обсудить перспективы двустороннего сотрудничества с вице-президентом Ирана по науке и технологиям Сореной Саттари и министром обороны Хосейном Дехганом.

Фото: Stefan Auth/ Global Look

Вместе с Рогозиным в Тегеран должны были направиться первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр энергетики Александр Новак. По данным газеты "Коммерсантъ", их планы не изменились. Официально отмену визита Дмитрия Рогозина в правительстве объяснили "техническими причинами", неофициально - российская сторона усмотрела в поведении своих иранских коллег нарушение конфиденциальности. Якобы, вице-премьер не хотел широкой огласки переговоров в связи с тем, что планировалось обсуждать деликатные темы поставки российской техники. А иранцы анонсировали визит российской делегации через информационные агентства.

В реальности, отмечают эксперты, так Москва хочет переформатировать двухсторонние отношения с Тегераном в свою пользу.

Немного о "деликатной теме", которую намеревался обсуждать Дмитрий Рогозин в Тегеране. В начале декабря 2016 года иранская авиакомпания Iran Air подписала с американской корпорацией Boeing контракт на поставку 80 самолетов. В ближайшие 10 лет авиаперевозчик должен 50 самолетов Boeing-737 и 30 самолетов Boeing-777. Также Иран уже заключил контракт с европейской компанией Airbus на поставку 100 самолетов.  В российском правительстве эти факты однозначно понимают как недружественные: "Мы оказываем Тегерану колоссальную поддержку, а они берут технику у тех, кто их же унижает санкциями".

После отмены санкций Иран вернулся на первый план мировой политики, резко активизировавшись в Ближневосточном регионе, где он всегда имел статус ключевой региональной державы. Россия и Иран объективно заинтересованы друг в друге. При этом Тегеран обладает некоторыми козырями, отмечает "Взгляд".  

Прежде всего, речь идет о замороженной сделке по поставке Ирану комплекса С-300. После отмены санкций сделка была разморожена и поставка реализована, но реально Тегеран продолжал выторговывать у Кремля те или иные преимущества.

Вторая важная тема – содействие Тегерана российской военной операции в Сирии. Российским ВКС необходимо воздушное пространство Ирана, через которое проходят маршруты полетов стратегических бомбардировщиков.

Возможному "перезапуску" ситуации в российско-иранских отношениях способствовало избрание Дональда Трампа президентом США. Новая администрация Белого Дома уже назначила Иран "врагом общества номер один". Пока Трамп только угрожает усилением санкций, но может перейти и от слов к действиям. Наряду с этим Вашингтон не скрывает, что лишение Ирана поддержки России и вбивание клина между двумя странами является важным направлением  внешней политики США.  Только выйдя из режима международных санкций, Ирану есть чего терять в своих геополитических достижениях. Поэтому дружба с Москвой становится более ценным ресурсом.

Москва уже внесла огромный вклад в возвращение Ирана на международную арену. Дальше может потребоваться еще больше усилий, так как политическое прикрытие Тегерана может обойтись Кремлю серьезными осложнениями отношений со Штатами. В этой ситуации отмена визита Дмитрия Рогозина выглядит вполне прозрачным и понятным посланием Тегерану.

А самолеты, закупаемые Ираном на Западе, могут стать просто темой для начала разговора, отмечает "Взгляд". Известно, что на Востоке торгуются быстро и азартно. Так что теперь имеет смысл ждать реакции иранской стороны. 

Выбор читателей