Иран мечется между Россией и Западом

Некоторые действия Исламской Республики в отношении РФ назвать союзническими язык не поворачивается. Получив доступ к западной технике, Тегеран отказал Москве, отдав предпочтение своим недавним врагам

На фоне все более критического отношения Дональда Трампа к Ирану сообщения об отношениях между этой Исламской Республикой и Россией все чаще попадают на странницы ведущих мировых СМИ. Так, на днях глава МИД РФ Сергей Лавров прямо выступил в защиту Ирана, назвав непрагматичной американскую инициативу по его исключению из фактически сложившейся в Сирии антитеррористической коалиции. Очевидно, что Москва намерена и дальше оставаться верной союзническому долгу и не позволить США исключить Иран из разворачивающейся на Ближнем Востоке политической игры.

Фото: Carsten Reisinger/ Global Look 

Тем более удивительными и странными кажутся на этом фоне действия иранской стороны в отношении России, которые назвать союзническими язык не поворачивается.

Напомним, в начале этой недели стало известно, что вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин отменил поездку в Тегеран на встречу с вице-президентом страны по науке и технологиями и министром обороны Ирана. Решение российского премьера было объяснено по "техническим причинам".

В свою очередь, как удалось выяснить "Коммерсанту", причиной столь резкого шага стало оглашение иранской стороной информации о визите Рогозина, при том что изначально российская сторона просила о соблюдении конфиденциальности. По данным "Ъ", в ходе встречи предполагалось  обсудить "достаточно деликатные темы". В частности, предполагалось, что в ходе встречи разговор пойдет о "причинах ориентации иранских партнеров на закупку самолетов у западных стран".

"Мы оказываем Тегерану колоссальную поддержку, а они берут технику у тех, кто их же унижает санкциями", - отмечает "КоммерсантЪ" со ссылкой на собственные источники.

Действительно, в конце 2016 г. между Ираном и РФ было достигнуто соглашение о приобретении от нескольких десятков до сотни российских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100).

Однако, когда стало окончательно ясно, что Запад снимет с Ирана ограничения на поставку авиационной техники, Тегеран заявил о том, что намерен закупить 100 пассажирских самолетов "Аэробус" на общую сумму $18 млрд, в том числе 46 единиц семейства А320, 38 - А330 и 16 - А350 соответственно. Первые поставки по этим соглашениям начнутся уже в текущем году. Кроме того, в декабре 2016 г. иранская авиакомпания Iran Air подписала с корпорацией Boeing контракт на поставку 50 самолетов "Боинг 737" и 30 - "Боинг 777" в течение ближайших десяти лет.

Таким образом, получив доступ к западной технике, Тегеран "легким движением" отказал России с ее SSJ-100, отдав предпочтение своим недавним врагам, долгие годы державшим страну под санкциями. Снятие санкций дало Ирану возможность быстро заработать серьезные деньги за счет распродажи скопившейся за время эмбарго нефти, в связи с чем проблем с оплатой контрактов у Тегерана не предвидится. Чего не скажешь о закупке SSJ-100, на которую, по данным иранской стороны, у нее не остается средств.

И все же огульно обвинять Иран в том, что он преднамеренно "кинул" Россию, пока преждевременно. Дело в том, что Исламская Республика уже много лет испытывает серьезные проблемы в виду крайней ветхости имеющегося самолетного парка. Иранским авиакомпаниям не хватает нескольких сотен гражданских самолетов самых разных классов - от региональных до дальнемагистральных. Решить эти проблемы в условии западного эмбарго было невозможно, в связи с чем Тегеран попытался купить у России хотя бы то, что она могла предложить.

Когда же санкции оказались сняты и перед Ираном открылся весь мировой рынок гражданских самолетов, он принялся набирать то, что нужно ему в первую очередь, начав с наиболее востребованной категории машин, вмещающей 150 - 200 пассажиров, а также дальних и вместительных "Боингов 777". Понятно, что стоместный Superjet в эту схему не вписывался никак.

Нельзя исключать, что потребность в SSJ-100 проявится снова, когда будет полностью обновлен парк в средне- и дальнемагистральных категориях. Небольшие машины также необходимы Ирану для региональных перевозок и "раскатывания" новых маршрутов. Вопрос лишь в том, как быстро это произойдет и останутся ли к тому времени у Тегерана деньги.

Выбор читателей