Премьер-министр Великобритании накануне войны предсказал существование инопланетян

В США опубликовали неизвестную ранее статью британского премьера о существовании внеземной жизни. Политик с точностью указал условия зарождения примитивных организмов, но предупредил, что с инопланетянами люди встретятся едва ли

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль почти восемь десятилетий назад предсказал существование внеземных цивилизаций. Свои мысли он изложил в статье "Одни ли мы во Вселенной?". До последнего времени об этом труде ничего не было известно. Пересказ работы опубликовал журнал Nature.

Уинстон Черчилль. Фото: Global Look

Астрофизик из Института космического телескопа в Балтиморе (США) Марио Ливио, подготовивший статью к публикации, рассказал, как к нему попало творение сэра Уинстона. Одиннадцатистраничная статья была написана в 1939 г., незадолго до начала Второй мировой войны, но по неизвестным причинам ее так нигде и не опубликовали В мае прошлого года сочинение обнаружили в архиве музея Черчилля в Фултоне и передали ему.

В статье на тот момент будущий глава британского правительства "строит свои идеи о внеземной жизни, основываясь на принципе Коперника - представлении о том, что Земля не уникальна, и что она не играет особой роли в жизни Вселенной", отмечает Ливио. Исследователь указывает, что статья Черчилля весьма состоятельна с научной точки зрения и для того времени она была очень серьезным трудом.

Воззрения политика на возможность существования внеземной жизни в целом совпадают с мнением сегодняшних ученых. Черчилль увязывал существование жизни в первую очередь с наличием воды и умением живых организмов размножаться и делиться. Он также придерживался теории о существовании так называемых "зон жизни" у далеких звезд - эта концепция не устарела и сегодня. Согласно данной теории, вода в жидком виде может существовать только на определенном расстоянии от звезды, поэтому следы живых организмов следует искать на планетах, находящихся внутри жизненной зоны.

В Солнечной системе, по словам будущего премьера, жизнь, помимо Земли, могла существовать только на Марсе и Венере: на Меркурии слишком жарко, за Марсом - слишком холодно. А вот за пределами нашей планетной системы жизнь могла зародиться с большой долей вероятности: Солнце является заурядной звездой, писал автор, а в Галактике существуют миллионы двойных звезд, что указывает на наличие столь же большого числа планетарных систем.

Часть из этих планет окажется в "зоне жизни" и на их поверхности могут оказаться правильные условия для зарождения примитивных организмов. Таким образом, Черчилль одним из первых серьезно задумался о существовании инопланетной жизни. В то же время исследователь сомневался, что человечество когда-либо сможет ее увидеть.

"Учитывая существование сотен тысяч галактик, в которых живут миллиарды звезд, есть огромные шансы на то, что во Вселенной существует бесчисленное множество планет, где сложились условия, благоприятные для зарождения жизни. Я не готов поверить, что мы являемся вершиной космической эволюции и что только на Земле есть живые, разумные существа", - писал будущий глава британского правительства.

Черчилль считал возможным путешествия к Луне, Венере и Марсу. При этом межзвездные полеты представлялись ему гораздо более сложными предприятиями - из-за больших задержек в работе систем связи.

По словам Ливио, подобная статья не была чем-то исключительным для Черчилля. Он всю жизнь интересовался наукой, читал важнейшие трактаты и знакомился с новейшими исследованиями, а также написал и опубликовал немало научно-популярных работ по разным областям знаний - от теории эволюции до управляемого термоядерного синтеза. Более того, сочинительство стало для Черчилля еще одной областью, в которой он добился мирового признания: в 1953 году политику вручили Нобелевскую премию по литературе.

Интерес Черчилля непосредственно к внеземным цивилизациям Ливио объяснил тем, что данная тема в конце 30-х годов широко обсуждалась в британском обществе. Интерес к ней подогрела знаменитая радиопостановка "Войны миров" Герберта Уэллса. На волне популярности радиоромана Черчилль решил сформулировать собственное мнение о существовании внеземных цивилизаций и подкрепить его научными данными.