Покупатели реже смотрят на цену и готовы переплатить за качество

Россияне вернулись к спонтанно-рациональному потреблению: они все еще осторожны во время шопинга, но уже чаще ходят в магазины, тратят больше и реже обращают внимание на ценники

Жители России перестали уделять повышенное внимание ценникам в магазинах. Они постепенно возвращаются к "спонтанно-рациональному типу покупки". Это свидетельствует о некотором повышении уровня доходов и является позитивным сигналом для розничных сетей и сферы обслуживания.

Фото: GLOBAL LOOK press/ imago stock&people

Согласно исследованию компании GfK "Российский потребитель 2017: время надежд", в прошлом году на 2 процентных пункта (п.п.) снизилось число покупателей, которые главным при выборе товара называют цену. Доля покупателей, которые заранее обдумывают покупки и приходят в магазин со списком, выросло на те же 2 процентных пункта. В то же время на 1 п.п. стало больше тех, кто отоваривается спонтанно, сообщают "Ведомости".

По мнению экспертов GfK, для российских потребителей стали более значимы впечатления от покупок. В 2016 г. по сравнению с предыдущим временным отрезком на 4 п.п. снизилась доля людей, которые посещают несколько магазинов в поиске более дешевых товаров повседневного спроса. Кроме того, на 3 п.п. увеличилась доля тех, для кого атмосфера магазина имеет большее значение, чем система скидок.

В исследовании также фиксируется увеличение числа потребителей, которые покупают товары, только что появившиеся на рынке (на 2 п.п.), а также тех, кто готов переплачивать за качество, например, при покупке более полезных для организма продуктов (на 5 процентных пунктов).

Авторы работы говорят о том, что привычка экономить сформировалась у россиян очень быстро и стала непременным атрибутом их потребительского поведения. Однако в 2016 г. наметились первые признаки постепенного возвращения к прежним временам: в жителях страны стали просыпаться докризисные привычки.

После некоторого дискомфорта и даже панических настроений, вызванных резким ухудшением качества жизни в 2014-2015 гг., россияне стали считать текущую ситуацию "новой нормой". Это помогло им легче переносить смену потребительских привычек. Большинство россиян считает, что кризис продлится четыре года или дольше, а значит, к нему нужно просто приспособиться и жить дальше.

К концу прошлого года индекс потребительских настроений по России, который отражает оценку потребителями ситуации в стране и их ожидания на будущее, достиг 92 пунктов. Это все еще довольно далеко от сытых докризисных времен, но уже гораздо лучше, чем провальные 69 пунктов в феврале 2016 года.

По данным GfK, за 2016 г. рынок товаров повседневного спроса в России вырос на 5,6% в денежном выражении. За каждый поход в магазин россияне стали оставлять там больше денег - средний чек вырос, правда, совсем немного, на 1%. При этом частота покупок выросла существенно, это и помогало рынку восстанавливаться.

"Рынок товаров повседневного спроса является самым стабильным во времена кризисов и реагирует на них позднее, однако он раньше других восстанавливается и подает сигналы о том, что ситуация меняется", - заявил генеральный директор GfK Rus Александр Демидов. Все это может позитивно сказаться на результатах потребительского сектора в нынешнем году.

Выбор читателей