Коалиция утроила мясорубку в западном Мосуле

План быстрого штурма иракской столицы ИГ* провалился из-за недооценки реальных сил боевиков. В обороне заняты отряд бывшего командира ОМОН МВД Таджикистана Халимова и местные силы из бывших офицеров армии Хуссейна

Распространенная в среду новость о выступлении лидера "Исламского государства*" (ИГ* – запрещено в РФ) Абу Бакра аль-Багдади, призвавшего боевиков  бежать из Мосула в горы, не получила сколько-нибудь значимых подтверждений. Более того, даже явный успех иракской армии и войск коалиции по освобождению восточного Мосула постепенно меркнет, так как выбить ИГ из западной части города будет гораздо сложнее. Бригадный генерал США Рик Урибе, уже признал, что битва за западный Мосул продлится гораздо дольше, чем изначально планировалось.

Фото: Berci Feher/ Global Look

Ошибки американского командования при разработке операции по освобождению города уже стали причиной  надвигающейся гуманитарной катастрофы. Перед началом штурма мирному населению запретили покидать свои дома, в итоге без запасов продовольствия в западноой части города заблокировано 750 тыс. человек. 

Западный Мосул станет крепким орешком для войск коалиции из-за плотной застройки, которая ограничивает возможности применения тяжелой артиллерии, танков и авиации. В этом месте повышенная концентрация настроенных против американцев политических противников официального Багдада. Кстати, семьи примерно половины всех бывших кадровых офицеров армии Саддама Хусейна также проживают в этом районе. Напомним, что иракские профессиональные военные в большом количестве служат в ИГ, так как проамериканскому режиму Багдада они не пригодились. Поэтому силы обороны западного Мосула не будут испытывать дефицита в боевиках.

По оценке Хишам Аль-Хашими, члена иракского национального совета безопасности, на начало штурма Мосула ИГ имело в городе 5500 боевиков из числа новобранцев с годичным опытом подготовки в лагерях. Против них выступила 35-ти тысячная иракская армия, включая 18 тысяч гвардейцев элитной "золотой дивизии". В боях активно участвуют 15 тысяч полицейских, которым оказывают поддержку около 10 тысяч солдат НАТО. Плюс многочисленное шиитское ополчение и курдское военизированное формирование Пешмерга. В итоге общее соотношение сил составило 1 к 20.

Неоспоримое численное преимущество позволило коалиции рассчитывать не быстрый штурм Мосула. Как пишет "Свободная Пресса", специальный план быстрого захвата мегаполиса очень похож на российско-сирийскую операцию по освобождению Аллепо. С востока, где можно были применить танки и авиацию, началась атака, которая должна была нанести тяжелые потери боевикам и обратить их к организованному отходу через оставленные коридоры безопасности.

Быстрый план не подразумевал эвакуации мирного населения из города, так как озадачиваться размещением и обеспечением такого количества людей войскам коалиции явно не хотелось.

Практически сразу после начала штурма в Мосул прибыли свежие силы исламистов, среди которых снайперская группа из 120 человек, так называемые летучие минометные роты. Вдобавок ко всему, по данным иракской разведки, боевики использовали 150 "живых бомб" и имели в резерве 700 местных жителей, готовых к самоподрыву. На самых опасных участках обороны был замечен отряд бывшего командира ОМОН МВД Таджикистана полковника Гулмурода Халимова, перешедшего под флаги ИГ в 2015 году. Есть данные, что численность его отряда составляет 400 человек. Еще две тысячи боевиков примкнули к Халимову, чтобы оборонять Мосул. И, наконец, местные отряды армейского типа, созданные бывшими офицерами армии Саддама Хусейна. В распоряжении исламистов также есть бронетанковая бригада из числа бывших кадровых танкистов той же армии, воюющих на трофейных иракских и сирийских танках.

Коалиции пришлось пересматривать план штурма после резкого роста потерь. В начале декабря 2016 года только в одном бою за госпиталь было убито или тяжело ранено около 100 иракских солдат. Реальное соотношение сил теперь выглядит так: из 100-тысячной группировки коалиции боеспособна лишь "золотая дивизия" из 18 тысяч солдат, которым противостоят порядка 8 тысяч хорошо обученных боевиков.  А начатый по приказу из Вашингтона из предвыборных соображений штурм захлебнулся.

Сегодня мирные жители Мосула стали заложниками продовольственной блокады города и живым щитом боевиков ИГ. Бежать из города тоже опасно, так как выходы из города заминированы. 25 февраля 2017 года работающие в Мосуле журналисты были свидетелями подрыва сразу 50 человек, пытавшихся покинуть город.

Всемирная Продовольственная программа ООН выражает крайнюю обеспокоенность состоянием многих семей в западной части города, где нет еды, чистой воды,  газа для отопления и лекарств. Скорее всего, отчаянная гуманитарная ситуация может сорвать окончательный разгром ИГ в этой районе.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей