Холокост ожил в опере

В Москве в состоялась премьера необычной для нашей сцены оперы "Пассажирка". Сложное произведение по мотивам известной повести писательницы Зофьи Посмыш создал известный композитор Моисей Вайнберг

В Международный день памяти Холокоста в Москве в состоялась премьера необычной для нашей сцены оперы "Пассажирка", куратором которой был мэтр российской эстрады Иосиф Кобзон. Сложное музыкальное произведение по мотивам известной повести журналиста и писательницы Зофьи Посмыш создал известный композитор Моисей Вайнберг. О том, как зритель встретил постановку и о том, что происходит в мире оперы, корреспонденту "Утра" рассказал директор театра "Новая опера" Дмитрий Сибирцев.

Моисей Вайнеберг. Фото: пресс-служба 

"Утро": У "Пассажирки" непростая судьба. Она была написана в 1967 году, а затем 40 лет пылилась на полке, из-за цензуры. Только сейчас мир начинает узнавать Вайнберга как композитора. "Пассажирка" - история тяжелая, о жизни, которая продолжается. Как ее встретил зритель?

Дмитрий Сибирцев: Я прекрасно понимал, что вполне возможно, любой профессиональный оперный режиссер может предъявить достаточно много претензий по тому, как это сделано, если смотреть, что мы живем в оперном театре. Но художественный результат этой работы был достигнут. Тема оперы и сам спектакль вызывают эмоции. И зрители выходили в потрясении. Мы конечно можем видеть недочеты во всем - и в музыкальной драматургии, и в самой музыке, мол она не настолько сильная, насколько содержание, можем разглядеть "нелепости" либретто и вообще то, насколько оперный голос не приспособлен для такого спектакля. Но все эти трудности были преодолены. Фантастически играл оркестр, фантастически выступали наши артисты, для которых это было не извлечение нот, а музыкально -драматическая история, воплощенная языком музыки и пения. 

"У": Как вы считаете, современный зритель готов к таким сложным постановкам?

Д. С.: Смотря как зритель это воспринимает. Если человек идет на спектакль, где он хочет услышать классический  вокал и посмотреть на красивую картинку, то наверное, ему надо еще очень долго ходить на "Риголетто", на "Тривиатту", на "Евгения Онегина", на "Пиковую даму", желательно традиционно поставленные. Здесь же музыка и действо неотделимы. Та  интонация, с которой поют артисты, - это гораздо важней, чем то, с каким приемом взята та или иная нота. Здесь нужно смотреть действо - сам спектакль, который поставлен в рамках возможностей нашего театра. Не имея глубоких "карманов", мы не могли поставить, к примеру, корабль, выезжающий на сцену. Это прекрасная работа художника Ларисы Ломакиной, которая сделала сценографию именно в этом пространстве, а также художника по костюмам, известного дизайнера Игоря Чапурина, который при всем остался верен себе. Люди, идущие на спектакль придут и получат сильное эмоциональное потрясение. 

"У": Новая опера" сейчас переживает подъем, один только спектакль театра "Саламея" претендует на национальную премию "Золотая маска" в шести номинациях, другой спектакль - "Ромео и Джульетта" - получил две таких золотых маски в прошлом году. Как вы оцениваете сезон 2017 - 2018? 

Д. С.: Просто получилось, что на театр обратили внимание. Зрители у нас всегда были. За эти четыре года мы получили "Золотых масок" больше, чем за всю его историю. Мы стали делать разные вещи: ставим традиционного "Тристана и Изольду" - это была первая масштабная постановка в Москве "Золотая маска" за дирижерскую работу; выпустили "Ромео и Джульетта" - лучший спектакль, созданный за последние годы, Потом был проект "DIDO" - спецприз "Золотой маски". Я почти уверен, что и в следующий сезон мы пойдем с неплохими результатами, ведь у нас прошли сразу две интересные премьеры - "Фауст" и "Пассажирка". Возможно, в следующем году обе этих постановки будут номинированы на "Золотую маску". В то же время,  мы понимаем, что даже при шести номинациях "Саламеи", мы можем ничего не получить, ведь конкуренция огромная. Это нормально. Да и премии - это не самоцель. Главное - интерес к театру у зрителя. Он есть, и он очень большой. 

"У": А что вы можете сказать о "Пушкине" Константина Боярского, премьера которого состоялась  в "Новой опере" 4 февраля?

Д. С.: Сразу скажу, премьера концертного исполнения. "Пушкин" - это, прежде всего, инициатива нашего главного дирижера, Яна Латама-Кенига. Он является специалистом такого жанра. И "Пушкин", и "Пассажирка" еще раз доказывают, что музыку ХХ и ХХI веков Ян исполняет виртуозно. Ну и конечно, то, что он является британцем, а опера "Пушкин" пришла к нам из Британии, пусть даже и написана человеком русского происхождения. Мы ставим на то, что именно с этой музыкой, и с этой постановкой, мы поедем на гастроли. При всем том, что лично я, как музыкант, могу не являться поклонником такого музыкального языка.

"У": Кроме руководство театрам, вы являетесь автором идеи создания и художественным руководителем Арт-проекта "ТенорА XXI века", где вам удалось объединить ведущих теноров оперных театров Росси в единый коллектив, который существует уже более 10 лет. Это непросто, с учетом того, что тенор - личность индивидуальная, не привыкшая с кем-то делить сцену. Как у вас это получилось? 

Д. С.: "ТенорА XXI века" - это родной ребенок, которым будет для меня наиболее дорогим из всего того, что я в своей жизни сделал. Когда нас называют классический оперный проект, мне становится смешно, так как оперная музыка составляет всего 5% от того, что мы делаем. Да, мы поем оперные концерты, мы обязаны это делать, ведь мы все солисты оперных театров, но кроме этого мы исполняем огромное количество песен. За все существование коллектива мы исполнили более двух тысяч композиций, подготовили более 50 программ.То, что каждый солист проекта является тенором, конечно же накладывает определенный отпечаток на то, что и как мы делаем. Мы единая команда. Да, тут каждый хочет быть лучше другого. Я, возможно, даже немного спекулирую на этом желании: создаю завуалированную конкуренцию. При этом мы прекрасно понимаем, что впечатление о том, что ты делаешь, зависит от и каждого,  и от нас всех вместе. Проект существует в определенном составе уже долгое время. У нас не менее 100 выступлений в год, это немало для артиста нашего жанра. Это серьезная работа, при том, что у каждого есть своя сольная программа, выступления в театрах. Работа для тех, кто это еще физически потянет. Вокалист - существо нежное, а здесь нужны профессионалы. 

"У": Как выбираете репертуар?

Д. С.: Сначала приходит какая-то идея. Вот, например: посмотрел "Однажды в Америке", пережил все эти сумасшедшие эмоции - предлагаю делать концерт про мафию. И потом нанизывается репертуар, продумываю, какая композиция подходит артисту, предлагаю ему, мы начинаем обсуждать. Мы все композиции исполняем "вживую". Даже на корпоративах. Случается так, что отказываемся от выступлений, если заказчики не хотят думать о музыкальном сопровождении. За всю историю проекта мы всего несколько раз позволили себе петь "под фонограмму" - на телевидении, Пережили ужасные ощущения. Будто поели парафиновых декоративных фруктов. Музыка должна быть живой.

"У": Что вы посоветуете человеку, который только знакомится с оперой. Ведь это необыкновенный мир, открывающий многие горизонты? Начинать с классики? Или с того о чем мало говорят?

Д. С.: Во -первых, если это маленький ребенок, то нужно начинать с классики. НЕ обязательно принуждать, можно просто слушать фоном. Сводите ребенка на балет "Щелкунчик", потом приведите ребенка к нам на оперу "Щелкунчик". Должно быть красиво и интересно. Должно быть понятно. 

"У": А если это взрослый?

Д. С.: Надо пойти на традиционную постановку оперы, Чайковского, например. Никого не оставит равнодушным "Пиковая дама" или "Евгений Онегин", если это нормально сделано талантливыми артистами. Конечно, если ты пришел на пятичасовую оперу Вагнера, поставленную статично, неподготовленным, то это будет испытанием для восприятия. А что делать, музыка Вагнера настолько трудна вокально, что если артист будет много двигаться во время исполнения, то он может  не допеть до конца.

"У": Может ли опера сейчас отражать реальную жизнь? 

Д. С.: К сожалению, написанных опер достаточно много, но их качество вызывает вопросы, либо по драматургической составляющей, либо по музыкальному языку. Я, когда пришел работать директором, узнал, как много людей сейчас пишут оперы. А при рассмотрении этих работ выясняется, что к опере это мало относится. Либо это мюзикл, либо это набор номеров, не связанных собой драматургически. Наверное, этому нужно учиться. Я прекрасно понимаю мечты композиторов, которые мечтали поставить оперы. Но их другие работы, привлекают куда больше внимания.

Выбор читателей