В ансамбле Александрова нет места неудачникам

В обновленном коллективе не должно быть "случайных людей", исполняющих песни под фонограмму в глупых современных обработках. В этом уверен сын бывшего солиста - директор театра "Новая опера" Дмитрий Сибирцев

О том, каким должен быть кандидат на место в главном хоре России, корреспонденту "Утра" рассказал директор театра "Новая опера", известный тенор, директор объединения "ТенорА XXI века" Дмитрий Сибирцев, члены семьи которого прошли через знаменитый коллектив.

 Фото: wikipedia.org  

"Есть в истории нашей страны вещи, которые являются очень важными, в том числе - своеобразным оружием в наших отношениях с другими народами. Ансамбль Александрова выполнял такую функцию - это было искусство людей, одетых в военную форму, показывающих мощь нашей страны. Ведь именно по выступлениям этих артистов судили о нашей родине", - сообщил Сибирцев.

История семьи музыканта в коллективе началась еще в 1940-е. "Тогда мой дед Александр Терентьевич Зуев сидел в первом баянном ряду, и у них было целое замечательное трио, "Зуев , Шашин - Медведев", которые не только были участниками этого оркестра, но их приглашали делать записи на радио, они ездили на передовую, когда с Белорусского вокзала уходили на фронт наши солдаты и ансамбль Александрова пел и "Священную войну". Дед мой ушел из ансамбля в 1971 г., когда ему исполнилось 60 лет, на пенсию. Он проработал там всю свою жизнь", - добавил он.

В 1960- х гг. в коллектив пришел его отец - Александр Сибирцев, проработавший солистом ансамбля четыре года.

"Отец мне всегда рассказывал, что у них всегда было правило, что каким бы голосом ни обладал солист, он пел свою песню и вставал в хор. Это только потом началась практика, когда солисты стали свободными и перестали работать все вместе. Раньше были жесточайшие требования к уровню. Каждый артист должен был уметь петь в хоре. Не дирижером-хоровиком, который мог "подтянуть голосок", а именно солистом. Поэтому такая мощь была у александровцев. Огромным количеством репетиций и совершенно феноменальной работой хормейстерской достигался этот результат", - пояснил Сибирцев.

По словам артиста, после перехода ансамбля от основателя Александра Васильевича Александрова к его сыну Борису многие переживали, что все изменится. Ведь новый худрук был "мягче" своего отца.

"При этом он был совершенно фантастическим музыкантом. Он доводил хор до какого-то сумасшедшего состояния по своему уровню. И было очень обидно, когда через какое-то время современные руководители ансамбля, наверное, ради того, чтобы удовлетворить свое творческое эго, или ради того, чтобы перечеркнуть все, что было, убрали аранжировки Александрова в строну и начали делать свои к замечательным народным песням. Зачем делать то, что было сделано уже? И причем сделано великолепно", - констатировал Сибирцев.

До прихода на должность художественного руководителя Валерия Халилова ансамбль переживал упадок, продолжил он. Артисты стали исполнять песни в непонятных аранжировках, вызывавших недоумение у слушателей, да еще и пели под "фанеру".

"Мы были свидетелями, как два раза фонограмма переставала звучать и возникала неловкость, когда в ансамбль стали брать кого попало… Тем более кроме моего отца еще в ансамбле работал мой дядя, родной брат моей мамы. Он отдал ему 20 лет и ушел только 4 года назад. В ансамбле он получил звание народного артиста России, пел в хоре, и он тоже говорит, что у александровцев существовал жесткий отбор" , - отметил артист.

Поэтому в новый состав коллектива отбор должен быть как "через сито", здесь не место "людям с улицы".

"Это должны быть люди с вокальным образованием. Что касается оркестра - профессиональные музыканты. Не те, кого отовсюду выгнали. Вот смотришь, как кочует человек из одного хора или из одного оркестра в другой, и прекрасно понимаешь, что он профнепригодный. Не хочется, чтобы просто по объявлению набирали. Это не набор по объявлению. Во время прослушиваний нужно, чтобы было проверено все. Как раньше было: приходил солист, он обязан был спеть оперную арию, народную песню, а дальше "читка с листа", как в любом хоровом коллективе. Это должны быть индивидуальности, считающие себя личностью и одновременно частью команды" , - объяснил тенор.

На вопрос, может ли кто-то заменить погибшего Халилова, Сибирцев ответил многозначительно. "Мы не знаем, что бы получилось у Халилова. Результаты нового руководителя могут быть неожиданными. Бориса Александровича, сына Александрова, тоже долго не воспринимали всерьез. Он был очень добрым человеком, с мягким характером, но одновременно потрясающим руководителем. Главное, чтобы худрук был профессионалом, настоящим авторитетом, к которому не будут относиться с долей брезгливости", - сказал он.

Артист уверен, что новый глава коллектива должен воспринимать должность не только как место работы, а как нечто большее. Ему необходимо уметь заглянуть назад, чтобы взять лучшее у предшественников и после вернуть коллектив на то высокое место, которое он когда-то занимал.

"Сейчас мы слышим и видим попытки многих деятелей искусств, представителей из шоу-бизнеса найти для себя новую сферу деятельности. Большинство таких заявлений ничем не закреплены. Более того, такая активность может ансамблю навредить", - заключил Сибирцев.

Крушение Ту-154 Минобороны с бортовым номером RA-85572 произошло 25 декабря 2016 года. Это случилось в 1,7 км от побережья Сочи. Борт следовал в сирийский Хмеймим с аэродрома "Чкаловский". В Сочи он проходил дозаправку.

На борту лайнера находились 92 человека - 83 пассажира и 8 членов экипажа. Все они погибли.

Валерий Халилов - народный артист России, композитор, дирижер. С 2002 по 2016 г. он руководил оркестровой службой Вооруженных сил РФ, был главным военным дирижером. В апреле 2016 г. стал художественным руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. 

Выбор читателей