ОСАГО изменится до неузнаваемости

Союз автостраховщиков предлагает ввести в страховой полис новые расчеты "бонуса-малуса", чтобы снизить убыточность. В Центробанке переделывать тарифы не решаются

Пока законодатели обсуждают, как заменить ремонтом денежные выплаты по ОСАГО, страховщики ломают голову, что сделать, чтобы автогражданка перестала приносить убытки компаниям и была выгодна клиентам. Одно из решений - обязать потерпевшего, чтобы он сам покрывал часть ущерба.

Фото: "Утро"

По утверждениям страховщиков, сегодня ОСАГО убыточна и компаниям по ней приходится платить больше, чем они собирают премии. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в январе страховщики получили 1 млрд руб. премии, а на выплаты ушло 14,3 млрд рублей. Президент РСА Игорь Юргенс отмечает, что эти цифры не включают расходов на ведение дел и создание резервов. Если их учесть, то ними убыточность превысит 130%. Еще по результатам прошлого года независимые эксперты указывали, что тариф ОСАГО следует поднять на 25 - 60%, однако Юргенс считает это нереальным, пишет "КоммерсантЪ".

Вместо этого, по мнению Юргенса, в ОСАГО следует ввести франшизу, когда владелец автомобиля, виновный в происшествии, покрывает часть страховой выплаты из своего кармана. Речь идет о мелких авариях, ущерб по которым не превышает 10 - 15 тыс. рублей. О механизме применения франшизы в РСА ничего не говорят, полагая, что этот вопрос может решить регулятор - Банк России. Однако указывается, что, с одной стороны, это может понизить стоимость полиса, с другой - затруднит взыскание ущерба со страхователя. Правда, эти свои предложения РСА регулятору еще не направлял, а в ЦБ, по сведениям "Коммерсанта", скептически отзываются о возможности новых изменений тарифов ОСАГО.

По мысли главы РСА, размер франшизы можно было бы страховать. Тогда ОСАГО стало бы таким базовым каско, минимальным продуктом, к которому можно было бы докупать нужные опции.

Кроме того, РСА предлагает по-новому рассчитывать коэффициент "бонус-малус" (КБМ), учитывающий аварийность вождения. Союз предлагает рассчитывать значение КБМ на каждый календарный год и устранить практику, при которой один водитель может быть вписан в разные полисы с разным КБМ. Эти предложения уже отправлены союзом в ЦБ.

Причина, по которой автогражданка оказалась в глубоком кризисе, кроется в законе, принятом в 2002 году. В соответствии с ним тарифы утверждаются правительством, которое, установив их базовую величину в мае 2003 г., особо не стремилось, чтобы они отвечали складывающейся экономической ситуации. А это лишает страховые компании возможности реагировать на рыночные условия. Ведь с момента принятия закона об ОСАГО прошло почти 15 лет. За это время поднялись цены на запчасти, подорожал нормо-час, изменились валютные курсы, но все это не нашло отражения в тарифах.

Кризис привел к тому, что в целом ряде регионов стало невозможно приобрести полис гражданской ответственности. Вместе с тем из-за специфики российской действительности на ОСАГО стали наживаться разного рода мошенники, устраивающие фиктивные ДТП и получающие за это реальные деньги.

Мнения автомобилистов в отношении предложений РСА разделились. Одни вполне ожидаемо выступили против. Так, по словам главы Ассоциации по защите прав автострахователей Максима Ханжина, франшиза в автогражданке едва ли уместна. В стране есть незащищенные слои населения, для которых она окажется непосильной.

Однако координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов считает, что франшиза - хорошая идея. Но при этом надо снизить цену полиса ОСАГО. По его словам, многие автовладельцы ведут себя на дороге по принципу "все включено". Если же будет перспектива заплатить за аварию из своего кармана, то это может остудить пыл лихачей, полагает он.

Аварий, где убыток устраняется простой полировкой, очень много, говорит он. При наличии франшизы водители договаривались бы на месте и экономили на цене полиса. А сейчас ОСАГО, по его словам, "дорогое, кондовое и неудобное". Возможность подстраивать его под свои нужды понравилась бы автовладельцам, полагает он.

Выбор читателей